Формирование читательской и естественнонаучной грамотности учащихся в процессе решения компетентностно-ориентированных задач на уроках химии. Словарь терминов по теме «Читательская грамотность»

   Современное образование сегодня должно быть ориентировано на развитие у учащихся навыков применения знаний в различных жизненных ситуациях. Особый интерес представляет анализ систем мониторинга результатов обучения PISA –международного исследования оценки знаний и умений 15-летних обучающиеся. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для их успешной адаптации в современном мире. Задания PISA предполагают не только краткие, но и свободно-конструируемые ответы участников тестирования. Формат заданий включает текст, таблицы, диаграммы, графики, карты, рекламные буклеты и различные инструкции. Беларусь впервые приняла участие в исследовании PISA-2018 в целях получения достоверной информации об уровне образовательных достижений 15-летних обучающихся, итоги которого будут официально представлены в 2019-2020 учебном году. На уроках химии педагогам   необходимо уделять внимание формированию читательской и естественнонаучной грамотности, так как при выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования в иные знаковые формы (таблицу, схему, конспект), применения усвоенных естественно-научные знаний в жизненных ситуациях учащиеся испытывают трудности.

Читательская грамотность–это способность понимать письменные тексты:   умение интегрировать, интерпретировать, анализировать, обобщать и оценивать содержание текста, выделять главное, определять тему (основную идею) текста; устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации в тексте; письменно высказывать свои оценочные суждения и аргументировать их. Эффективными методическими приемами формирования читательской грамотности на уроках химии могут быть:

1. Составление плана к прочитанному тексту при работе с текстом параграфа или литературными источниками как носителями химической информации, умение готовить сообщения на основе используемой литературы по заданному плану. Результатом работы учащихся с тематическим текстом (или текстом параграфа)также может стать таблица, схема, конспект, кластер, при этом осуществляется перевод информации из одной знаковой системы в другую.

2. Использование таблиц, схем, рисунков, опорных конспектов как примеров сжатого текста –носителя информации по определѐнной теме, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую);составление вопросов к тексту по его содержанию.Учитель может предложить заполнение таблицы (схемы), содержащей (или не содержащей) частичную информацию или различного рода подсказки, что обусловлено уровнем подготовки учащихся.

3. Использование тестов с ошибочными суждениями, требующие их статистической фиксации и коррекции содержания, (обоснование выбора правильного решения), поиск ошибочной информации в печатных изданиях, учебнике, рекламе, бытовых ситуациях. Анализируя образцы ошибочных сведений, сравнивая их с достоверной информацией, у учащихся формируется высокий уровень осмысленности процесса обучения.

4. Использование заданий развивающего характера, когда учащиеся,   прибегая к материалам учебника или дополнительным источникам, сами составляют викторины, кроссворды, ребусы, памятки, причѐм, памятки могут быть не только в виде текстового алгоритма, но и в виде рисунков.

Естественнонаучная грамотность –это способность применять усвоенные естественнонаучные знания в жизненных ситуациях: выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание; уметь описывать, объяснять и прогнозировать явления с естественнонаучной точки зрения; делать выводы на основе полученных данных; формулировать ответ в понятной для всех форме. Например, учащиеся на уроках учатся использовать полученные знания на практике: анализируют этикетки по использованию в быту различных химических веществ, стиральных порошков, чистящих средств; изучают инструкции по применению лекарств и приготовлению растворов при консервировании, солении и т. д. Процесс овладения естественнонаучной грамотностью –освоение знаний, умений, навыков по предмету и учебным дисциплинам, использование знаний в той или иной сфере жизни и деятельности, адаптация имеющихся и получаемых знаний, умений и навыков для выполнения практической работы или лабораторного опыта. Примеры заданий, направленных на формирование естественнонаучной грамотности у учащихся по химии: 7 класс, тема: «Приемы обращения с простейшим лабораторным оборудованием».Выберите правильный ответ: При нагревании жидкости в пробирке вы... а) наливайте много жидкости, чтобы посильнее плескалось и брызгало;б) закрепите пробирку в держателе и, наклонив ее под углом 45 градусов, равномерно нагревайте в верхней части пламени;в) держите горячую пробирку пальцами;г) заглядывайте внутрь пробирки, чтобы увидеть скорейшее закипание. 7 класс, тема: «Понятие о кислотах».Выберите правильный ответ: В трех неподписанных упаковках находятся белые кристаллы поваренной соли, лимонной кислоты и сахара. Не нарушая правил безопасного поведения распознать кислоту можно:

а) добавив в их растворы индикатор фенолфталеин; б) подержав кристаллы в горячем пламени; в) добавив в их растворы индикатор лакмус; г) попробовав все кристаллы на вкус. 8 класс, тема «Химические свойства солей».Выберите правильный ответ: Если на питьевую соду капнуть уксусом, то наблюдается «закипание» –выделение пузырьков газа. Заменить уксус можно соком:а) моркови; б) яблока; в) картофеля; г) капусты.8 класс, тема «Растворы. Растворимость».Выберите правильный ответ: (вариант 1)Чтобы сократить время приготовления рассола для засолки огурцов, перед растворением поваренной соли необходимо:а) медленно насыпать соль в воду; б) охладить воду для раствора; в) измельчить соль; г) не перемешивать. Выберите правильный ответ: (вариант 2) Чтобы открыть бутылку с газированным напитком без брызг необходимо: а) согреть бутылку в горячей воде; б) подержать напиток в холодильнике; в) положить бутылку горизонтально

г) обернуть бутылку полотенцем.9 класс, тема «Общие химические свойства металлов». Выберите правильный ответ: Для уничтожения плесени потолки помещений перед побелкой купоросят, т.е. промывают раствором сульфата меди(II).Нельзя хранить оставшийся раствор: а) в оцинкованном железом ведре; б) в эмалированном тазу; в) в пластиковой бочке; г) в стеклянной бутылке. На уроках химии с целью формирования естественнонаучной грамотности учащихся можно использовать различные известные литературные произведения. Например, сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» содержит много заданий компетентностно-ориентированного характера: Тема «Значение воды в природе и жизни человека», химия, 7 класс. Задание: Какие способы очистки воды используются в тексте?«...Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальѐт; да ещѐ какая затейница: коли вода нечиста, так свернѐт лист бумаги, наложит в неѐ угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальѐт в неѐ воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья, и каплет в кувшин чистая, чистая, словно хрустальная...»Тема «Оксид углерода(II): физические свойства, токсичность», химия, 9 класс. Задание:Составьте уравнения реакций, упомянутых в тексте. Опишите меры предосторожности при сжигании топлива в печи? Какова первая медицинская помощь при отравлении угарным газом?«-А зачем ты, Мороз Иванович, -спросила Рукодельница, -зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?-А я затем в окошки стучусь, -отвечал Мороз Иванович, -чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или закрыть закроют, да не вовремя, когда ещѐ не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем от угара умереть можно».Тема «Простые вещества металлы, их физические свойства», химия, 9 класс.Задание: Оцените правильность информации о возможности удержания ртутного слитка в незащищѐнных руках.«С сими словами Мороз Иванович дал Ленивице пребольшой серебряный слиток, а в другую руку пребольшой бриллиант. .... Не успела она (Ленивица) договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не иное что, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и бриллиант, а петух вскочил на забор и громко закричал: Кукуреку, кукурекулька! У ленивицы в руках ледяная сосулька».Современные подходы в образовании, ориентированные на результат, требуют изменений в учебной подготовке учащихся. Учителю необходимо в процессе обучения химии чаще предлагать такие задания, которые опираются на жизненный опыт, привлекать знания, полученные из других изучаемых предметов. Необходимо, чтобы учащиеся как можно чаще имели возможность высказывать свои предположения, принимать решения или отвергать их. Важно использовать опыт, полученный во время международных исследований, так как тест системы мониторинга результатов обучения PISA оценивает креативность, критическое мышление, лидерство и способность 15-летних учащихся адаптироваться в заранее спроектированной нестандартной ситуации.