Педагогические условия для формирования читательской
компетентности на уроках химии

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

            Такой подход к формированию развития личности обучающегося задает особые требования как к школе в целом, так и к учителю отдельно. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательной программы образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

Слайд 2.Компетентности, формируемые у учащихся

  1. Планирование своей деятельности
  2. Осуществлять самоконтроль
  3. Оценивать свою работу
  4. Выдвигать гипотезы
  5. Находить и преобразовывать информацию
  6. Обобщать изученный материал
  7. Построение монологических высказываний
  8. Приводить аргументы и отстаивать свою точку зрения
  9. Научиться ставить вопрос и четко формулировать ответ

             Особое место среди  универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение невозможно без сформированности у обучающихся читательской компетентности. 

Слайд 3.Читательская компетентность – это совокупность знаний ,умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать и эффективно использовать в личных и общественных целях представленную в письменных источниках информацию.

Слайд 4.Составляющие читательской компетентности.

Слайд 5.Учиться читать, чтобы учиться, читая.

Слайд 6. Читательские умения

Слайд 7. Уровни работы с текстом.

Слайд 8. Какого читателя мы хотим видеть?

Слайд 9.Умеют ли читать наши дети?

Слайд 10.Затруднения учащихся при выполнении заданий обусловлены.

Слайд 11. Чтобы иметь право считаться грамотным читателями, учащиеся (да и любой человек вообще) должны владеть следующими умениями:

Слайд 12. Сегодня из огромного количества приемов, методов, стратегий работы с текстом учитель может выбрать те, которые будут интересны конкретным учащимся конкретного класса.

Например, выявление логической структуры текста может происходить по следующему алгоритму:

  • определение того, о чем именно говорится в тексте;
  • определение того, что именно говорится   о субъекте, предмете, явлении;
  • выявление смысловых частей текста;
  • установление взаимосвязей между ними;
  • нахождение скрытых в тексте вопросов;
  • нахождение ответов на вопросы.

Слайд 13. Этапы формирования смыслового чтения.

Слайд 14.Читательская компетентность с точки зрения учителя и учащегося.

Слайд 15. Развитие        читательской  компетентности способствует росту сознательного

отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Почти всегда существовал стереотип: читать текст дети должны на уроках русского языка и литературы, но сегодня многие учителя - предметники

понимают, что это одна из задач успешного обучения ребенка в любой области, и химия не исключение.  

Практика прошлых лет показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «химии» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала уже знакомое ученикам. Это приводит к простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности школьники затрудняются, что в свою очередь вызывает снижение интереса к изучению предмета.

Сегодня же педагог учит извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. Какие же формы работы можно применять на уроках химии для формирования читательской грамотности? Я расскажу о тех, которые использую на своих уроках. Слайд 16.   

 

Слайд 17.  Самой простой формой работы с текстом является, на мой взгляд, такое задание, как «Вставь пропущенное слово». Для этого задания берется текст учебника, убираются термины или понятия. Ученикам предлагается вставить пропущенные слова или словосочетания. Такие задания есть в учебниках химии и тетрадях на печатной основе.

            Слайд 18. Следующей формой работы с тестом, которую я использую, является составление схем. Данную форму работы я использую практически с первых уроков. Схемы можно использовать на стадиях осмысления нового материала и рефлексии. Очень эффективно составление схем при изучении таких тем как «Строение атома», «Классификация веществ и химических реакций», «Типы изомерии», «Виды полимеров» и т.д. Такая форма работы формирует такие мыслительные операции, как синтез и анализ.

 

Слайд 19. Еще одна форма формирования читательской грамотности – это составление и заполнение таблиц. Слабым ученикам можно предложить восстановить данные в таблице по информации из текста. При этом происходит работа над формированием основных понятий и определений. Данный прием можно использовать по схеме: текст - таблица или рисунок - таблица. Это помогают обучающимся переводить информацию из одной знаковой системы в другую, систематизировать и обобщить информацию, по характерным признакам, явлениям.

            Слайд 20.Прием, который нравится обучающимся любого возраста, - это составление опорных конспектов на основе текста параграфа. Эта работа требует от них таких мыслительных операций как «анализ», «синтез», «сравнение», «выбор существенных признаков». Результатом данного приема является опорный конспект, выраженный в схемах, рисунках и таблицах.

 

Слайд 21.    Еще одним любимым приемом моих учеников является составление плана ответа по предложенному материалу. В основном проводится эта работа либо в парах, либо в группах. Иногда происходит обмен планом ответа между разными группами, его корректировка и доработка. Возможен пересказ материала по составленному плану (для более слабых обучающихся).

           

Слайд 22.    Для максимально точного и полного понимания информации учебника использую такой прием работы, как чтение учебно - познавательных текстов. Учащимся предлагается текст и решаемая учебная задача: найти в тексте ряд несоответствий. В таких текстах, как правило, есть как точная научная информация, так и ошибочная. Данные тексты выполняются по завершению определенной темы.

Формированию читательской грамотности также способствует подготовка сообщений и рефератов по заданной теме. В ходе такой работы обучающийся должен проанализировать несколько источников информации, отобрать самое главное и суметь упростить текст, сделать его короче без потери основного смысла. Такая работа готовит будущего выпускника к выполнению итогового индивидуального проекта.

В качестве закрепления и осмысления материала по большой теме или блоку можно предложить ребятам составить кроссворд или тест. Эту работу лучше задать на дом, дать больше времени на ее выполнение. Такая форма работы формирует такие умения, как анализ, синтез, поиск и отбор нужной информации и т.д. При этом обучающимся можно использовать дополнительные источники информации по данной теме.

Слайд 23.    Совсем недавно я начала использовать на уроках ситуационные задачи. Выполнение этих заданий требует от обучающихся умения выделять главное, работать с предложенной информацией - анализировать ее, систематизировать, обобщать и делать выводы. Следовательно, данный вид задач способствует формированию читательской грамотности обучающихся и является диагностикой читательской грамотности обучающегося.

 

Слайд 24.    «Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки. Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры.

 

Слайд 25.   Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов 1) Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? 2) Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…? Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

 

Слайд 26.    Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

 

Слайд 27.    Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

 

Слайд 28.    Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

 

Слайд 29.    В заключении можно с уверенностью сказать, что формирование читательской грамотности – залог успешного обучения современного школьника. Уровень читательской компетенции обучающегося в определённой степени влияет на его самоопределение и реализацию интеллектуального потенциала, а это позволяет получить выпускника, который будет уметь искать информацию и понимать ее, сможет преобразовывать, интерпретировать  и оценивать.