ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Деловая игра: сущность и основные характеристики

 

Сегодня деловые игры используются для получения практических навыков обучаемыми, специалистами в профессиональной деятельности.

Деловая игра - это своеобразное моделирование процессов и механизмов принятия решений с использованием математической и организационной моделей. Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций обучаемых, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать коллективно. Деловая игра также способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки.

А. А. Вербицкий определяет деловую игру как форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого [1].

В процессе проведения деловой игры решаются учебные задачи, в частности:

- развивается активность обучаемых;

- формируется умение анализировать специальную литературу;

- активизируется творческое мышление обучаемых;

- вырабатывается способность практически оценивать различные точки зрения и пути их сопоставления;

- прививаются навыки поиска оптимального варианта решения.

Для деловых игр характерны:

- жизненность и типичность конкретных ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;

- регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры;

- конфликтность и скрытые резервы; как правило, отсутствие конфликтности исключает саму постановку проблемы.

Применение деловых игр в процессе обучения способствует получению учащимися навыков и опыта принятия решений в условиях, приближающихся к жизни, экономической действительности и практике. Исследование любого явления с помощью имитационных моделей требует, как правило, использования электронной вычислительной техники.

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т. п.

 

Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением

 

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем.

Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам.

Метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания.

Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению.

Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.

Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.

В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.

Метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.

Опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Информация, которой пользуется человек в реальности, неполная, неточная. В игре ему предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности.

Рассмотренные преимущества определили успешность применения данного метода в учебном процессе.

Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:

- игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;

- игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т. д.;

- в деловой игре не абстрактный, а реальный для участника процесс информационного обеспечения его игровых действий, динамика развития сюжета деловой игры, формирование целостного образа профессиональной ситуации;

- игра позволяет формировать у будущих специалистов целостное представление;

- игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т. п.).

 

Структура и основные этапы деловой игры

 

Для разработки деловой игры принципиальным моментом является также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов.

Для чего проводится данная деловая игра?

Для какой категории обучаемых?

Чему именно следует их обучать?

Какие результаты должны быть достигнуты?

Примеры учебных целей: показать, как следует привлечь к выполнению конкретной задачи целый комплекс инструментов (рекламу, прессу, телевидение, деловое общение специалистов различных профилей и др.); проверить уровень подготовленности должностных лиц в определенном виде производственной деятельности и др.

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (ее ставит перед собой руководитель игры) и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.

 

Таблица 1. Структурная схема целевой игры (по Айламазьяну)

 

ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ

 

Методическое обеспечение

Игровые цели

Педагогические цели

Роли и функции игроков

Предмет игры

Сценарий игры

Модель взаимодействия окружающих

Правила игры

Система оценивания

Техническое обеспечение

 

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

 

 

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста.

При конструировании деловой игры разработчик может опираться на структурное описание последней. Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры. В свою очередь, в имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов: цели, предмет игры, графическую модель взаимодействия участников, систему оценивания.

Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах: цели, комплекс ролей и функций игроков, сценарий, правила игры.

Этапы прохождения деловой игры можно соотнести с характеристиками менеджмента, данными К. Хэррисом (табл. 2)

Таблица 2. Характеристика этапов деловой игры

N

Этапы деловой игры

Характеристики

1

Этап проблематизации, когда

участники должны осмыслить те

проблемы, которые мешают

развиваться организации и ее

подразделениям

Класс действий, в которые участники

вовлечены как представители

сообщества или какого-либо рода

деятельности.

Понятия, с помощью которых общие

цели или проблемы определяются и

осмысливаются авторами в совместном

действии

2

Этап оптимизации, целеполагания,

когда участники генерируют

оптимальную модель развития

Общие цели или проблемы, для

разрешения которых участники

создают или применяют общий язык

3

Этап поиска ресурсов, с помощью

которых можно достичь поставленных

целей

Средства или ресурсы, посредством

которых выполняются проекты,

значимые для участников

4

Этап организационного

проектирования, заключительный,

когда участники "привязывают"

найденные в игре решения к

конкретным производственным

условиям и связям, отвечая на

вопрос: "то конкретно, что должен

сделать, чтобы изменить реальную

ситуацию в организации"

Конкретные условия или

обстоятельства, в которых протекает

совместная деятельность, и связи, в

которые включены участники

 

Необходимо помнить, что залогом успеха игры является правильный выбор темы, определение проблемы и ее причинности, формирование служб, команд, выбор оппонентов с учетом индивидуальных способностей учащихся и микроклимата в группе, четкая разработка задания для самостоятельных заданий. Создание атмосферы соревнования обеспечивает творческий подход учащихся к решению поставленных задач.

Подготовку игры нельзя ограничить учебной литературой. Желательны посещения производства, встречи и беседы с «коллегами» по должности, изучение действующего оборудования и технологического процесса и их недостатков, организация работы по сбору и анализу технико-экономических данных.

Преподаватель в подготовительный период направляет работу учащихся, помогает ознакомиться с передовым опытом отрасли, рекомендует литературу, руководит изготовлением стендов, плакатов, слайдов, моделей, необходимых для организационно-технического обеспечения деловой игры.

Успех игры зависит от ряда факторов: организационных, методических, психологических, технических и других. Из обширного круга вопросов, влияющих на качество и результат игры, следует выделить следующие:

  • Правильный выбор темы с учетом ее актуальности, дискуссионных возможностей в рамках той цели, которую ставит преподаватель;
  • Подбор участников, распределение их на подгруппы, отделы, должности с учетом знаний учащихся, микроклимата в учебной группе;
  • Построение структурно-логической схемы игры, четкая разработка заданий каждой службе, отделу, подгруппе;
  • Глубокое изучение учащимися материалов разрабатываемой темы, отработка различных вариантов решений службами, отделами, подгруппами, оформление технической и технологической документации;
  • Подготовка сценария игры с учетом «запасных», усложненных ситуаций. Занятие по отработке игры (руководитель не открывает на нем до конца свои задания – экспромты);
  • Отработка каждой службой (назначенной группой) выступлений, внесения корректив в структурно-логическую схему игры, режиссура игры;
  • Проведение деловой игры с предварительным решением организационных и методических моментов;
  • Разбор результатов игры, ее оценка.

Необходимо отметить, что проведению деловой игры должна предшествовать серьезная работа по углублению знаний учащихся по производственным, технологическим и экономическим вопросам. Использование на занятиях конкретных производственных данных; уроки на производстве; продуманная организация производственной практики; организация практических конференций; работы кружков технического творчества; привлечение учащихся к рационализаторской работе, проведение предметных недель, встречи с передовиками и специалистами производства, выпускниками колледжа – применение всех этих форм и методов обучения подготавливает учащихся к деловой игре.

ТЕМА ИГРЫ. При ее выборе необходимо учитывать возможности учащихся группы, их способности, уровень и глубину знаний, трудолюбие, активность. Тема должна быть актуальна и проблемна, иметь варианты решений.

СОСТАВ ИГРАЮЩИХ. При подготовке игры преподаватель учитывает не только уровень знаний учащихся, но и психологический климат в группе, продумывает возможность создания равных по знаниям, активности, трудолюбию подгрупп, служб и т.д.

Не следует отбирать преимущественно сильных учащихся, отстраняя слабо подготовленных. Всем должна найтись «должность», место в службе. Это имеет большое воспитательное значение.

Иногда самим учащимся предоставляется возможность самим распределять роли. В этом случае преподаватель тактично вносит поправки, если его не удовлетворяет качественный состав группы. При формировании служб, назначении оппонентов учитываются взаимоотношения учащихся, их психологическая совместимость – это обеспечивает высокое качество игры, дух соревнования.

Подбор учащихся на должности осуществляется с учетом их знаний, организаторских возможностей, личностных качеств.

РАЗРАБОТКА И ВЫДАЧА ЗАДАНИЯ. Когда тема определена, глубоко изучена и выявлены ее дискуссионные возможности, руководитель игры производит примерную «наметку» служб, должностей, объема решаемых задач и хода игры, т.е. выстраивает структурно – логическую схему. В ней определены порядок выполнения работ на всех этапах, источники (отделы службы) для сбора информации, произведена систематизация работы учащихся над своими заданиями.

Благодаря блок-схеме легче наладить четкую работу служб и контроль за ними. Учащиеся знают, куда и к кому идти по интересующему их вопросу.

Задания строятся таким образом:

  • Выдача перечня вопросов для всех служб, участвующих в игре;
  • Сбор материалов службами по действующему процессу с выявлением недостатков;
  • Изучение вопроса по литературе, тематическим обзорам, знакомство с передовым опытом по данному вопросу;
  • Анализ предлагаемых вариантов совершенствования с их технико-экономическим обоснованием и сопоставлением между собой и по отношению к исходному.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИГРЫ. Когда определена тема, разработаны задания, оформлены службы, подгруппы, оппоненты, должности, наступает рабочий период.

При подборе и обработке материалов по действующему производственному процессу руководитель ставит задачу выверить основные данные производства.

Когда учащиеся полностью овладеют действующим процессом, необходимо направить их усилие на более глубокое знакомство с литературой и передовым опытом по интересующему вопросу.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ. Сценарий строится в зависимости от ее формы. Но какой бы она не была по форме, необходимо выступление должностных лиц, их оппонентов подать таким образом, чтобы игра набрала темп, шла по восходящей линии.

Преподаватель распределяет очередность сильных и слабых вариантов, предусматривает возможность контрвопросов, их место в игре. Следует помнить, что сильное решение должно следовать за слабым. В противном случае другой вариант не прозвучит, и дискуссия может закончиться.

ОТРАБОТКА ИГРЫ. Учащихся необходимо научить искусству общения, умению вести диалог. Основное назначение занятий по отработке игры – знакомство с ее ходом, опробование выступлений, обучению учащегося общению с партнером, культуре речи.

Проведение игры предусматривается в учебном кабинете. Столы, за которыми располагаются службы, руководитель игры обеспечивает счетной техникой, справочниками и т.д.

Столы обозначаются соответствующими табличками с названием служб.

В качестве ведущего выступает сам руководитель или хорошо подготовленный учащийся.

На расчетном этапе учащиеся уясняют и решают конкретные проблемы и задачи, поставленные перед каждым по данной должности, и принимают свое основательное решение. Для этого они проводят необходимые расчеты, используя нужные нормативы, анализируют литературные источники, оформляют итоги работы.

На заключительном этапе каждый участник деловой игры в дискуссионной форме защищает свои решения перед другими. При этом преподаватель должен четко оценивать качество выполнения задания, аргументированность предлагаемых решений и ответов оппонентов, а также другие показатели.

Каждый учащийся может продемонстрировать не только свою подготовку, но и проявить организаторские способности, умение находить альтернативные решения производственно – хозяйственных задач.

В заключении арбитры с участием преподавателя подводят итоги игры: анализируется активность работы отдельных участников, качество составленной документации, правильность выполнения расчетов. По сумме набранных баллов определяется победитель деловой игры.

Оценка участников деловой игры может проводиться по критериям:

Показатели

Число баллов

Качество выполнения задания, отчета, доклада

Аргументированность предлагаемых решений, их прогрессивность

Четкость и аргументированность ответов оппонентов

Эрудиция специалиста, способность ориентироваться в реальной производственной ситуации

Выступление в качестве оппонента с предложением оригинальных идей и решений

Значение новой техники, технологий, прогрессивных направлений

Четкость, полнота и качество заполнения документации

Штрафные баллы за нарушение дисциплины, уклонение от выполнения задания (минус)

0…10

0…10

0…10

 

0…10

0…10

0…10

0…10

0…10

 

Заключение

 

Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов становятся деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.

Игры дают возможность моделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.

Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

Необходимо отметить, что современные деловые игры дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации. То, насколько организованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к действительной профессиональной деятельности.

 Библиографический список

 

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод.пособие. М.: Высш. шк., 1991.

2. Атаманова Р. И., Толстой Л. Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения: Учеб.пособие. М.: Высш. шк., 2004.

3. Геронимус Ю. В. Игра, модель, экономика: Учеб.пособие. М.: Знание, 1989. 280 с.

4. Филатов О. К. Современные образовательные технологии в высшей школе. М.: Изд-во МГУТУ, 2004. Том 2.

5. Обзор деловых игр [Электронный ресурс]. URL: http://md-HR. ru.

 Производства серной кислоты.

Форма урока: деловая игра с групповой формой организации совместной деятельности.

Цель игры: ознакомление учащихся с промышленным получением серной кислоты.

Учебно – воспитательные задачи игры:

- ознакомить учащихся с принципами выбора сырья для производства серной кислоты и общими закономерностями управления экзотермическими реакциями;

- показать значение науки в прогнозировании оптимальных условий управления технологическими процессами;

- раскрыть общие принципы конструирования аппаратов химического производства;

- дать представление о содержании и трудовых обязанностях технологов, лаборантов и т.д. ;

- освоение учащимися группового типа деятельности, умения слушать и слышать друг друга;

- активизация творческой познавательной деятельности учащихся;

Подготовительный этап.

 Учитель определяет место деловой игры в изучаемой теме. Разрабатывает программу игры, регламент. В соответствии с интересами учащихся и по числу указанных проблем формируются три группы  « специалистов». Для каждой группы «специалистов» учитель составляет информационные карты.

«Отдел главного технолога»

1.Разработайте технологию процесса по производству серной кислоты. Объясните назначение и режим работы всех аппаратов технологической линии.

2Дайте обоснование выбору оптимальных условий обжига серного колчедана. Выявите причины поддержания оптимального температурного режима в реакторе.

3Составьте общую характеристику научных принципов производства.

4.Расскажите о решении экологической проблемы на вашем производстве.

5.Разработайте вопросы для дискуссии «отделу реализации готовой продукции».

Подготовьтесь к выступлению по своей проблеме.

«Центральная заводская лаборатория»

1.Дайте обоснование химизму каждой стадии производства серной кислоты в связи с технологической схемой.

2.Дайте обоснование выбору оптимальных условий окисления оксида серы(IV) в оксид серы(VI).

3. Дайте обоснование технике безопасности в центральной заводской лаборатории.

4.Предложите химизм процесса производства в зависимости от состава сырья.

5.Разработайте вопросы для дискуссии «отделу главного технолога»

Подготовьтесь к выступлению по своей проблеме.

«Отдел реализации готовой продукции».

1.Охарактеризуйте продукцию сернокислого производства.

2.Дайте обоснование путей увеличения выхода продукции на вашем производстве.

3.Определите состав, и соотношение побочных продуктов процесса предложите способы их применения и переработки.

4.С какими организациями вы сотрудничаете? Кто является основным потребителем продукции?

5.Разработайте вопросы для дискуссии «Центральной заводской лаборатории».

Подготовьтесь к выступлению по своей проблеме.

«Учитель избирает консультантов (6 человек) – по 2 на каждую группу «специалистов». Главная задача консультантов во время игры – организовать работу проблемной группы по заданию, подготовить ребят к  оформлению и защите выступления. О дате проведения игры учащиеся узнают за две недели. На предыдущих уроках учитель психологически настраивает на участие в игре. Оформление кабинета. Столы в нём расставляются по кругу. Специальные столы выделяются для ведущего и экспертов. Учитель с помощью консультантов готовит наборы книг, учебные таблицы, листы ватмана, писчую бумагу, цветные мелки, фломастеры, гуашь, тушь, плакатные перья, кисти, скрепки, булавки, клей.»

Проведение игры.

Организационный момент игры включает в себя обсуждение в общем плане всей структуры игры и её отдельных элементов.

Каждая группа « специалистов» выделяет по одному человеку для работы в экспертной группе. Далее проводится жеребьёвка, в ходе которой каждая команда получает в конверте задание – программу для групповой работы. Консультанты присутствуют в каждой группе. При организации работы они обращают внимание участников игры на то, как следует осуществлять выбор решений и готовить своё выступление. При этом они предлагают следующее: внести каждому своё предложение по разработке проекта выступления, обсудить новые, неожиданные решения, выбрать одно решение и обосновать его выбор, построить модель проекта выступления. На завершающем этапе подготовки проекта выступления корректируют его содержание и выделяют отдельные этапы защиты.

В то время когда группы работают над проектом выступления, ведущий и эксперты разрабатывают критерии оценки выступлений и определяют систему оценивания.

Организация дискуссии требует от ведущего выдержки, мастерства и такта. В ходе дискуссии первым выступает ведущий, напоминая учащимся, общие установки и правила игры. Затем он предоставляет слово для выступления поочерёдно каждой группе.

Идёт обсуждение. Участники игры делают замечания, вносят поправки – высказывают своё согласие и несогласие. Эксперты выставляют оценки,  используя экспертные карты

Заключительный этап.

Участники игры заполняют рефлексивные карты. Эксперты, консультанты и учитель обсуждают результаты игры, отмечая её позитивные и негативные стороны.

Возможные диагностические карты к уроку.

Экспертная карта.

п/п

Ф.И. «спе

циа лис та»

Грамот

ность

выпол

нения

 

 

 

 

Привле

чение

допол

нитель

ныхма

териа

лов

 

Обоснован

ность ре-

шения.

Оформле-ние результатов

работы

Чёткое

следо-

вание

прави

лам

игры.

Оценка

работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивная карта.

«Сегодня на уроке я________________________________(ф.И.):

- выдвигал идеи, гипотезы, версии;

- рассуждал;

- работал с текстом;

- решал проблемы;

- анализировал материал;

- обобщал, делал выводы;

- организовывал работу группы;

- представлял результат работы в группе;

Моя оценка: ________»

Диагностика повышения познавательной активности у учащихся.

На первом этапе (констатирующем) проведена первичная диагностика уровня  познавательной активности учащихся

На втором этапе (формирующем) проводились занятия в течение года, направленные на повышение познавательной активности с применением технологии деловая игра.

На третьем этапе (контрольном) осуществлена повторная диагностика уровня  активности в классе.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности школьников выделили следующие критерии и показатели:

-когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлечённость школьника в деятельность);

-мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, её завершённость)

-эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности, длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач)

-действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ученика)

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей выделены три уровня сформированности познавательной активности: низкий, средний и высокий.

«Низкий уровень – не проявляет инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивает к ним интерес при затруднениях  и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в объяснении условийвыполнения заданий, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи учителя.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии заданий и поиске способа их выполнений. Испытывая трудности в решении заданий, учащиеся не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий их выполнения и, получив подсказку, выполняют задания до конца, что свидетельствует об интересе ученика к данной деятельности и о желании искать способы решения заданий, но совместно с учителем

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднения учащиеся не отвлекаются, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата. Которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности было взято четыре задания, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность учащихся и действенный способ познания – моделирование шаростержневых молекул  и составление заданий по теме.  Другие два вида деятельности были направлены на восприятие образов – прослушивание рассказа учителя о строении и свойствах изучаемых веществ и рассматривание плакатов и рисунков с изображением строения веществ, с последующими ответами на вопросы»

Проведённая на первом этапе диагностика познавательной активности и наглядного моделирования позволила выявить преобладание в основном, среднего и низкого уровня  познавательной активности у учащихся.

  Результаты констатирующего этапа.

критерии

Когнитивный

Мотивационный

Эмоционально-волевой

действенно-практический

Показа

тели

 

 

 

 

Низкий

уровень

 

 

 

 

Средний

уровень

 

 

 

 

 

Высокий

уровень

 

 

 

 

Полученные результаты позволяют сделать ввод, что у большинства учеников низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости её повышения. С этой целью был проведён второй этап эксперимента (формирующий) с применением технологии деловая игра в течение года и третий этап контрольный.

Результаты контрольного этапа

критерии

когнитивный

мотивационный

эмоционально-

волевой

действенно-

практический

Показа

тели

 

 

 

 

Низкий

уровень

 

 

 

 

Средний

уровень

 

 

 

 

Высокий

уровень

 

 

 

 

После проведения формирующего эксперимента с проведением в течение года деловых игр уровень познавательной активности учащихся значительно вырос.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

 

 

Учитель химии

ГУО «Средняя школа № 196 г. Минска»                        Е. В. Бардюгова