Разнообразие физпауз на уроках химии

      Современная педагогика обладает широким спектром методов обучения, но, как правило, в большинстве своём эти методы направлены на процесс обучения конкретным дисциплинам, но не обучению вопросам культуры здоровья. Имея слабую мотивацию на здоровый образ жизни и сохранение своего здоровья в условиях школы, молодые люди не приобретают эту мотивацию и в дальнейшей жизни, что отражается на здоровье нации.

Недостаточно высокий уровень здоровья некоторых учащихся, поступающих в старшие классы, самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, влияя на успешность обучения и являясь причиной ухудшения как их здоровья, так и успеваемости. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» - писал замечательный педагог В.А.Сухомлинский. Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.

Вопрос проведения физкультпауз во время проведения занятий широко описан в литературе, но проводить их чаще рекомендуется для дошкольных образовательных заведений, учреждений дополнительного образования, специализированных лечебных заведений и начальных классов общеобразовательных школ. Однако проведение физкультпауз во время учебных занятий школьников старших классов общеобразовательных школ освещено в литературе крайне недостаточно и потому данный вопрос представляет интерес.

Все упражнения проводятся под руководством учителя. Упражнения предназначены не только для проведения за столом при сидении, но и при стоянии, а иногда и при ходьбе по классу. В основу была положена установка на организацию совместных действий, и сотрудничество, а также готовность к полной рефлексии.

Физкультпаузы проводились в течение всего учебного года на каждом уроке химии. И тогда, и теперь, всегда начинаем с представления новых идей, вдохновения учащихся и мотивации. Обратная связь рассматривается как форма закрепления. Одним из наибольших успехов такого подхода явилось то, что в результате на сегодняшний день нами накоплен достаточно большой опыт проведения различных видов физкультпауз. Более того, каждая из них связана с темой урока по химии. Выполняем все физкультпаузы совместно с учащимися. Теперь мы осуществляем свои идеи на уроках во всех 9-11-х классах. Для проведения физкультминуток разработаны слоганы, которые одновременно вместе с упражнениями проговариваются или даже поются. Это полезно для развития легких.

 Работа над темой по самообразованию  «Физкультминутки  на уроках химии». Работа над темой осуществлялась три года. Была изучена литература по теме, создано теоретическое обоснование. Разработаны следующие  комплексы для тем:

7 класс – на повторение положения в таблице Менделеева металлов и неметаллов. Описание: исходное положение « руки на пояс», проговаривая «неметаллы» учащиеся поднимают руки вверх через стороны  и поднимаясь на носочки (тем самым показывая, что неметаллы в таблице Менделеева находятся вверху, над чертой, при слове «металлы» приседают и опускают руки вниз с ладонями, расположенными параллельно полу в состоянии пронации, тем самым показывая, что металлы расположены внизу таблицы, являясь как бы ее основой. Упражнение повторяется 3-5 раз.

Типы химических реакций – Учитель вместе в учащимися проговаривает: «Соединения» - руки в замок перед грудью  «Разложения» - руки в стороны.

«Обмена» -  двигают руками с раскрытыми ладонями перед грудью. Ладони к себе. «Замещения» - поочередно на каждой из ладоней, обращенных друг к другу  ставиться вертикально большой палец, затем он прижимается к ладони, ставиться вертикально большой палец на другой руке.

Простые и сложные вещества – «простые» – как бы недоуменно пожимать плечами, разводя руки в стороны. «Сложные»     - подносить руки к щекам и поворачивать голову вправо-влево.

8 класс – При изучении периодической системы: Руки несколько раз разводятся горизонтально перед грудью параллельно полу, проговаривается «горизонтально – период», потом руки сгибают и разгибают в локтях, ладони параллельно друг- другу проговаривая «вертикально- группа».

На запоминание процессов «окисления-восстановления» и понятий «окислитель» и «восстановитель».  И.п. «руки на пояс». Проговаривая слово «окисление»    учащиеся как бы протягивают перед собой вручаемый поднос. Проговаривая слово «восстановление» как бы принимают на вытянутые руки некий подарок и прижимают его к себе. (Повторяется 3 раза.) Затем упражнения для пальцев: проговаривая «окислитель» учащиеся проводят хватательные движения кончиками пальцев, как бы ловя комаров на лету. Перед этим разъясняется, что окислитель захватывает чужие электроны. Проговаривая «восстановитель» учащиеся встряхивают пальцами, как бы стряхивая с них капельки воды. Перед этим напоминается, что восстановители раздают всем свои электроны. Каждое из упражнений повторяется 3-4 раза.

О качественных характеристиках растворов: «Насыщенные» - из и.п. руки на пояс - руки сложить на животе. «Ненасыщенные» -  руки вытянуть вперед ладонями кверху,  сжимать и разжимать ладони.

 «Концентрированные» - ладони параллельно друг - другу перед грудью на расстоянии приблизительно 20-25 сантиметров. «Разбавленные» - руки широко развести в стороны, ладони желательно оставить параллельно друг –другу.

9 класс – условия протекания реакций ионного обмена: «Осадок» - все приседают, руки параллельно туловищу вдоль тела, ладони к туловищу. «Газ» - руки параллельно друг – другу, поднимать вверх. «Вода» - руками совершаются движения, как при плавании брассом.

10 класс на повторение гомологического ряда алканов. и.п. «руки опущены вниз вдоль туловища» Поднимая правую руку ладонью вверх до  уровня груди, учащиеся произносят  «метан,этан», затем так же располагая левую руку «пропан,бутан», с хлопком сводя вытянутые руки перед собой произносят «пентан», далее вытягивают руки вперед ладонями вниз – «гексан», «гептан» - руки в стороны, «октан» - руки на пояс. «Нонан» - руки вверх, ладони параллельно друг-другу, «декан» - руки сложены крест-накрест на груди. Повторяется 3-4 раза. По мере изучения других классов органических соединений во время физпаузы меняются суффиксы.

Так как при изучении глюкозы очень важно подчеркнуть различие между альфа - формой и бета – формой, выполняется следующее упражнение: обязательно проговаривается «Альфа – форма» и руки располагаются вниз под углом 45 градусов. «Бета – форма» и руки поднять вверх, также под углом 45 градусов от туловища. Промежуточное положение – руки согнуты в локтях. Также повторяется 3-4 раза.

Для сравнения строения крахмала и целлюлозы учащимися была предложена следующая зарядка: «Разветвлённые цепочки» - руки в стороны, пальцы растопырить; «Линейные цепочки» - руки перед собой, вытянуты вперед, пальцы плотно сжаты.

Комплекс для 11 класса включает все предыдущие.

 

Учитель химии

ГУО «Средняя школа № 20 г. Минска»                                                                 Ю. Л. Шешко