Технология развития критического мышления на уроках химии (из опыта работы)

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны

или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен

достигнуть этого собственной деятельностью,

 собственными силами, собственным напряжением.»

А. Дистервег – немецкий педагог.

Чтобы ученик усвоил материал, нужно чтобы материал приобрёл для него личностную значимость, т.е. чтобы ему это было интересно и нужно. Технология развития критического мышления, о которой так много сейчас говорят, как раз направлена на личностно ориентированное обучение.Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.В основу технологии РКМ положены идеи и положения теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребёнка; Льва Семёновича Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребёнка; Карла Поппера и Р.Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении.Американские педагоги Чарльз Темпл, ДжинниСтил, КуртисМередит разработали структуру технологии развития критического мышления через чтение и письмо.Вслед за американскими коллегами российские педагоги и исследователи С.И.Заир-Бек и И.В. Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления, состоящую из трех стадий.

Технологические этапы

I стадия

II стадия

III стадия

Вызов:

-актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Осмысление содержания:

- получение новой информации;

- корректировка учеником поставленных целей обучения.

Рефлексия:

 

- размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения.

 

Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные приемы и методы

I стадия:

Вызов (evocation):

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения),систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которыехочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая):кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака;проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

 

 

Некоторые приемы технологии развития критического мышления.

Ключевые слова

Ключевые слова, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определённой последовательности, а затем на стадии осмысления содержания искать подтверждение своим предложениям.

«Ассоциация».

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

-Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите слово: “Кислота» ?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые также записываем на листе бумаги или доске.

Например: на доске записана тема урока: «Электролитическая диссоциация»  (урок в 8 классе). Каждый ученик записывает в свой лист ассоциации, связанные со словом «Диссоциация», а далее эти фразы по цепочке зачитываются вслух и фиксируются на экране (учитель на доске записывает фразы учащихся «Диссоциация - это…»). Заслушиваются все фразы.

Кластеры.

Кластер – «гроздь», выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. «Грозди» - графический приём систематизации материала.наши мысли уже не громоздятся, гроздятся, то есть располагаются в определённом порядке. Кластер –смысловой блок на основе ключевых слов. Примером могут служить кластеры, которые составляют учащиеся на уроке «Основные классы неорганических веществ» (8 класс), «Неметаллы» (9 класс).

Приём верных или неверных утверждений «Верите ли Вы?»

Этот прием включается в любую стадию урока. Предлагаю провокационные вопросы (утверждения), а учащиеся, выбирая верные утверждения, описывают заданную им тему, ситуацию, правила и т.д.Причем “Верные и неверные утверждения” часто применяю в образовательном процессе 7-8 класса. Например, предлагаю следующие вопросы по теме «Химическая связь»

1.Ковалентная связь возникает за счет образования общих электронных пар между атомами  (да)

2.Электроотрицательность атомов химических элементов в периодах с ростом атомного номера увеличивается  (да)

3.Связь, образованная за счет трех общих электронных пар, называется одинарной  (нет)

4.Ковалентная связь бывает полярная и неполярная (да)

5.В атоме химического элемента натрия внешний электронный слой завершен (нет)

6.При образовании ковалентной связи общая электронная пара смещается к более электроотрицательному атому (да)

Прием «Инсерт» (пометки на полях).

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали что это знаете;

“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Прием «Фишбоун».

Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебные проблемы. Они обсуждаются, идет поиск их решений. Вместе с тем иногда эти проблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимания или будут испытывать затруднения при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее аспекты. Лучше всего если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу. “Fishbone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть проблемы. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.  Пример для урока «Основные положения теории электролитической диссоциации»

Приём «Взаимоопрос»

Двое учащихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному материалу. Важно, чтобы эти вопросы были не поверхностными, а затрагивающими суть новой информации. Этот приём позволяет достигать высокого уровня учебной мотивации, внимания, глубокого понимания материала и хороших результатов обучения.

Прием «Написание эссе».

Эссе (лат. «опыт») – размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии. Пример темы для эссе: «Я обвиняю серную кислоту», «Я защищаю серную кислоту», «Химия в нашей жизни» и др.

Прием «Тонкие» и «толстые» вопросы»

Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока. По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа. После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание.

Толстые

Тонкие

Дайте объяснения, почему...?

Кто…?

Объясните, почему...?

Что…?

Почему Вы думаете ...?

Когда…?

Почему Вы считаете ...?

Мог ли…?

В чем различие ...?

Согласны ли Вы...?

Предположите, что будет, если...?

Верно ли...?

Что, если...?

Было ли...?

Прием «Синквейн»

Синквейн - происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала

1-я строка одно существительное – ключевое слово темы.

2-я строка два прилагательных, относящихся к ключевому слову.

3-я строка три глагола, характеризующих действие предмета.

4-я строка фраза из четырёх значимых слов, выражающая отношение к предмету.

5-я строка одно слово – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.

Пример

Молекула.

Маленькая, подвижная.

Движется, притягивается, отталкивается.

Молекула – то, из чего состоит вещество

Частица

Учитель химии

ГУО «Средняя школа № 197 г. Минска»                 Е. В.Будько