Технология проектного  обучения как способ реализации творческих способностей учащихся (из опыта работы).

Современный процесс образования немыслим без поиска эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, а также способствовать формированию навыков саморазвития и самообразования учителя. Таким требованиям, на мой взгляд, в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Для учителя проектная деятельность – это способ создания новых продуктов, достижения желаемых результатов, для обучаемых – это возможность проявить творческую активность, получить опыт применения знаний в реальной жизни. Поэтому, на уроках химии, необходимосоздавать условия для развития естественной познавательной активности учащихся. Несмотря на то, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, учителя играют ключевую роль. Педагог должен создать ряд условий для того, чтобы учащиеся смогли работать над проектами :

-             Создание проблемной ситуации, позволяющей сформулировать актуальную и интересную учащимся тему для изучения и исследования;

-             Предоставление школьникам возможности для выбора темы проекта, а также возможность индивидуально или в кооперации с другими планировать работу;

-             Организация распределения подтем по группам, ролей и функций в группе;

-             Способствование проявлению у учащихся поисковой активности в их исследовательской деятельности;

-             Поддержка и поощрение использования учащимися различных направлений поиска информации, различных методов исследования;

-             Консультация учащихся на всех этапах работы;

-             Организация подведения итогов промежуточных этапов работы;

-             Предоставление ребятам возможности для самооценки выполненных ими проектов и работы над ними;

-       Организация представления проектов презентации.

Учащихся необходимо ознакомить с требованиями к проектам, как оформить результаты, как подготовить защиту, презентацию проекта, по каким критериям будет  оценивание проекта.

Темы по химии на которых я использую метод проектов:

1. Понятие о реакции горения. Процессы горения как источники энергии. Защита атмосферы от загрязнений.

2. Значение воды в природе и жизни человека. Защита водоемов от загрязнений.

3. Вода и растворы в жизнедеятельности человека. Понятие о жесткости воды и способах ее устранения.

3. Влияние синтетических органических веществ на окружающую среду.

4. Окислительно-восстановительные процессы в природе, технике, быту.

5. Понятие о коррозии металлов, защита металлов от коррозии.

Например, при изучении темы «Коррозия», учащиеся были распределены по группам. Каждая группа изучала свой способ защиты от коррозии, преимущества и недостатки, создавали мультимедийные презентации и доклады, подбирали вопросы для других групп. Также  для каждой группы на предыдущем уроке провели опыты: поместили железные гвозди в различные растворы и  учащиеся выдвигали гипотезы, какое железо быстрее подвергнется коррозии и почему? На уроке сопоставляли полученные результаты с гипотезами. Так как задания достаточно объемные учащиеся распределили роли и функции каждого в группе, поэтому при подготовке к уроку сочетались индивидуальная, парная и групповая работа. К  уроку  в  11 классе по теме «Химическая связь. Химические реакции» за  две недели до проведения урока  учащимся было  предложено  творческое задание по группам: создание мультимедийных презентаций и докладов, а также подобрать по три вопроса для других учащихся по данной теме. При этом темы проектов «Химические реакции в промышленности», «Химические реакции в природе и быту».

Данные темы способствуют повторению не только основных понятий по химии, но развитию общекультурной компетентности.  При этом возникла необходимость учащимся самостоятельно отобрать материал, переработать информацию и изложить ее в другой форме, использовать знания для решения новых познавательных задач, развивать коммуникативных навыков, умений пользоваться исследовательскими приемами. Исследовательская работа учащихся в рамках проекта помогает им более правильно понимать научную картину мира, развивать творческий потенциал.

В результате возрастает практическая ориентированность урока, направленность на организацию видов деятельности по работе с информацией, основанной на включении мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, синтеза. Метод проектов позволяет   чередовать индивидуальные  и  групповые  виды деятельности,  делает процесс познания и развития для учащихся более совершенным,  информацию – более качественной, путь ее освоения – рациональным и эффективным.

Пример урока с использование метода проектов

Тема: " Способы защиты металлов от коррозии"     

Знать-значит победить!
А. Н. Несмеянов.

 

Цель урока:

образовательная  - изучить методы защиты от коррозии,  показать влияние на скорость коррозии различных факторов

развивающая  - развивать познавательный интерес, умения логически мыслить, прогнозировать, находить и объяснять причинно-следственные связи

воспитательная: - воспитывать бережное отношение к окружающей среде,

формировать умения работать в коллективе.

Оборудование урока: проектор, карточки с заданиями, пробирки  с результатами опытов по исследованию процессов коррозии, опыты поставлены заранее, за 5 дней до проведения урока)

Тип урока: перевернутый урок

Ход урока:

  1. Организационный этап.Приветствие. Сегодня мы проводим «перевернутый урок» (т.е. новую тему вы изучили дома, а сегодня на уроке каждая экспертная группа представит презентацию по изученному материалу) и защитит ее. Тема урока  - " Способы защиты металлов от коррозии". Целепологание. Какая цель урока? изучить методы защиты от коррозии,  показать влияние на скорость коррозии различных факторов.

2. Актуализация знаний. Чтобы знать, как бороться с врагом надо хорошо изучить его. К этому призывает эпиграф к уроку: «Знать – значит победить!»

Чтобы знать как защитить металлы от коррозии, надо хорошо знать что такое коррозия и какие факторы влияют на коррозию?

Фронтальный опрос: Что такое коррозия? Коррозией называется самопроизвольное разрушение металлов и сплавов под влиянием окружающей среды.

Недавно мне попалась интересная информация, которой я хочу с вами поделиться

1. В начале прошлого столетия по заказу одного американского миллионера, была построена роскошная яхта «Зов моря». Днище её было обшито сплавом меди и никеля, киль и другие детали были изготовлены из стали. Когда яхту спустили на воду, оказалось, что она не пригодна к использованию. И ещё до выхода в открытое море была полностью выведена из строя

2. В III столетии до нашей эры на острове Родос был построен маяк в виде огромной статуи бога Солнца Гелиоса. Статуя была изготовлена из глины, основой служил железный каркас, а сверху статуя была покрыта листами из бронзы (сплав меди с оловом).  Колосс Родосский считался одним из 7 чудес света однако просуществовал всего 66 лет

3. Знаменитая Кутубская колонна в Индии близ Дели вот уже полторы тысячи лет стоит и не разрушается, несмотря на жаркий и влажный климат. Сделана она из железа, в котором почти нет примесей. Объясните, почему в данном случае статуя не подвергается коррозии 31 января 1951 года, при сильном морозе, обрушился железный мост в Квебеке (Канада), введенный в эксплуатацию в 1947 году

  В конце урока мы попробуем ответить на вопрос: Какие ошибки были допущены при строительстве?

  1. Проверка домашнего задания:

От чего же зависит скорость коррозии металлов?

На прошлом уроке мы с вами провели опыты: поместили железные гвозди в различные растворы. Вы должны были выдвинуть гипотезы, какое железо быстрее подвергнется коррозии?

опыт  №1 - гвоздь помещен в водный раствор

опыт №2 – гвоздь наполовину помещен в воду

опыт №3 - гвоздь помещен в водный раствор, покрыт растительным маслом

опыт №4 - гвоздь опущен в раствор щелочи

опыт №5 - гвоздь опущен в раствор хлорида натрия

опыт №6 - в раствор хлорида натрия помещен гвоздь с прикрепленной медной проволочкой

опыт №7 - в раствор хлорида натрия помещен гвоздь и кусочки цинка

Остальные слушают, все вместе делаем выводы по проведенным опытам.

1 группа: опыт  №1 - гвоздь помещен в водный раствор

опыт №2 – гвоздь наполовину помещен в воду

опыт №3 - гвоздь помещен в водный раствор, покрыт растительным маслом.

Какой гвоздь прокорродирует быстрее?

Железо слабо прокорродировало, в чистой воде коррозия идет медленно, так как вода это слабый электролит.

Смотрим результат. Почему такой результат?

Вывод: кислород является одним из агрессивных факторов коррозии.

    2 группа:  опыт  №1 - гвоздь помещен в водный раствор

                      опыт №4 - гвоздь опущен в раствор щелочи

                    опыт №5 - гвоздь опущен в раствор хлорида натрия

Какой гвоздь прокорродирует быстрее? Демонстрация.  Почему? Скорость коррозии зависит от состава омывающей металл среды, хлорид ионы усиливают коррозию железа.

Вывод: Ионы хлора усиливают коррозию (агрессивная среда) , а гидроксид-ионы – подавляют ее.

3 группа:    опыт №5 - гвоздь опущен в раствор хлорида натрия

     опыт №6 - в раствор хлорида натрия помещен гвоздь с прикрепленной медной проволочкой

     опыт №7 - в раствор хлорида натрия помещен гвоздь и кусочки цинка

Какой гвоздь прокорродирует быстрее? Демонстрация.  Почему?

Очевидно, что скорость процесса коррозии при контакте железа с медью намного больше.

Коррозия усиливается, если железо соприкасается с менее активным металлом.

Какой вывод мы можем сделать?

Скорость коррозии меняется в зависимости от контакта с другими химическими веществами.

Какие условия, способствуют коррозии?

а) положение металлов в ряду напряжений, чем дальше расположены металлы друг от друга в ряду, тем быстрее происходит коррозия;

б) чистота металла (с примесями металлы быстрее подвергаются коррозии);

в) неровность поверхности металла, трещины;

е) среда электролита (наличие раствора сильного электролита, например, морская вода, усиливает коррозию );

Нужно ли защищать от коррозии?

Зная механизм коррозии и причины её возникновения, человек научился защищать металлы от коррозии.

На прошлом уроке у вас было дано задание изучить  способы защиты металлов от коррозии.

Во время выступлений вы заполняете таблицу

Способ защиты от коррозии

Сущность метода

Использование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступают ученики.

1 группа.  Металлические покрытия. Протекторная

2 группа:  Неметаллическое покрытие 

3 группа:  Введение ингибитора.   Сплавы

Проверка таблицы.

Способ защиты от коррозии

Сущность метода

Использование

Металлические покрытия

Покрывающие металлы сами коррозируют с малой скоростью

кровли домов, изготавливают консервные банки, ведра

Протекторная

 защита

конструкцию соединяют с протектором – более активным металлом, чем металл защищаемой конструкции.

защищается конструкция (подземный трубопровод, корпус корабля), находящаяся в среде электролита

Неметаллическое покрытие 

Эти вещества изолируют металл от внешней среды

в промышленности, строительстве и быту

Введение ингибитора 

вводят вещество, способное в малых количествах замедлять протекание химических процессов

при очистке от накипи паровых котлов, при хранении и перевозке  кислот, уменьшает коррозию топливных трубопроводов

Сплавы

введение легирующих металлов: Cr, Ni, Co, Cu - антикоррозионные свойства

в промышленности и быту

   Закрепление.

Как защитить машину от коррозии? Различные участки автомобиля коррозируют с различными скоростями, так как, при эксплуатации находятся в разных условиях. Самым уязвимым местом являются сварные швы, именно на них образовываются трещины, в которые легко попадает влага.

I уровень(3-4  балла)

     1. Легирование это:

а) специальное введение в сплав элементов, замедляющих процесс коррозии;

б) покрытие железного листа слоем олова;

в) создание контакта с более активным металлом;

г) покрытие металла краской.

     2.  Вещества, замедляющие процесс коррозии называются:

а) ингибиторы;

б) электроды;

в) протекторы;

г) краски.

II уровень (5-6баллов)

  1. Что такое протекторная защита?
  2. Что такое ингибиторы?

III уровень (7-8 баллов)

  1. К стальному днищу машины была предложена протекторная защита. Какой металл для этого лучше применить. Почему?
  2. Почему считают, что рядом со стальной коронкой не рекомендуется ставить золотую?

IV уровень (9-10 баллов)

1. При коррозии железного гвоздя массой 56г, образовалась ржавчина массой 10г. Какое химическое количество соляной кислоты  понадобиться для удаления ржавчины (оксида железа(II)? Какой способ защиты можно использовать для гвоздей. Ответ аргументируйте

 

Давайте попробуем решить две задачи, которые приходится решать некоторым людям.
Задача 1. Слайд №23 Сантехника попросили поставить водопроводный кран, на стальную трубу. В наличии оказались хромированный и медный краны. Какой кран лучше выбрать? Аргументируйте ответ.
(Ответ: оба крана приведут к ускорению коррозии стальной трубы, т.к. железо является более активным металлом. Предложение: использовать пластмассовые переходники, чтобы не произошло контактов металлов).
Задача 2. Слайд №23 Человек поставил на зуб золотую коронку, по истечении некоторого времени возникла необходимость в еще одной коронке, но средств на коронку у него нет. Возможен ли вариант, чтобы поставить на зуб стальную коронку? Что Вы можете предложить в решении данной проблемы?
(Ответ: произойдет ускорение разрушения стальной коронки, т.к. железо является более активным металлом. Предложение: использовать керамическую или пластмассовую коронку).
Так же не желательно ношение разных металлов на теле человека, чтобы не возникало так называемой гальванической пары двух металлов.

 

Учитель химии

ГУО «Средняя школа № 202 г. Минска»                                                                    C. А.Юрьян