Как избежать проблем в первые дни обучения ребенка в школе. 

Правила для родителей

 1.   Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со следующего года.

2.     Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

3. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

4.  Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то – нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

НЕСКОЛЬКО КОРОТКИХ ПРАВИЛ

- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения;
- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других;
- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка;
- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком;
- Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со  взрослыми;
- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь;
- Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку;
- Всегда говорите ребенку правду, даже когда это вам невыгодно;
- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка;
- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка;
- Признавайте права ребенка на ошибки;
- Думайте о детском банке счастливых воспоминаний;
- Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые;
- И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Если ребенок не обладает особыми способностями

    Если ребенок не обладает  особыми способностями (или почему-либо не имеет возможности их реализовать), не имеет серьезных достижений в какой-либо области, иначе говоря, не может удовлетворить потребность во внимании окружающих с помощью социально принятых способов, то он нередко выбирает другой путь. Его демонстративность находит выражение в сознательном нарушении правил поведения, что служит безотказным средством привлечения к себе внимания. Разумеется, таким способом не заслужишь похвал, однако демонстративному ребенку получать внимание даже в негативных формах гораздо приятнее, чем ощущать свою полную незаметность и неинтересность для окружающих. Окружающие ребенка взрослые постоянно подтверждают правильность избранной им тактики: они непрерывно делают ему замечания, читают нотации, т.е. в ответ на нарушение им правил поведения удовлетворяют его потребность во внимании к себе. Ребенок именно нарочно, нарочито ведет себя так, чтобы его ругали. Иначе его вовсе не замечают, а это для него гораздо страшнее. Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого, адресованные ребенку, воспринимаются как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной, и ребенок избирает простейший путь, а отрицательные реакции взрослых служат подкреплением его провоцирующего поведения.

  • Четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не выкидывает никаких «фокусов», чтобы привлечь к  себе внимание другими способами.
  • Родители  и учителя должны научится  за отчаянными попытками, предпринимаемыми ребенком с повышенной потребностью в эмоциональном общении, слышать детский крик о помощи, призыв к любви. И нельзя отказывать в ней ребенку, испытывающему дефицит тепла и нежности, внимания и заинтересованности. Поэтому все это должно быть ему предоставлено в те промежутки времени, когда он ведет себя хорошо.

 Рекомендации для родителей при ухудшении поведения подростков в ответ на передачу ему ответственности:

1.  Когда Вы увидите, что беспокоившее Вас поведение ребенка повторилось, Вашей реакцией может 

 быть вспышка гнева, досады и т.п. Попытайтесь остановиться и ничего не      предпринимать.

 2. Ваши переживания – первый шаг на пути к предоставлению  ребенку отрицательного внимания.

 3.  Своим поведением ребенок не делает Вам ничего плохого. Это поведение влияет на  его жизнь, а не на Вашу. Успокойте себя и рассмотрите ситуацию в перспективе; постарайтесь представить, что все это делает не Ваш ребенок, а кто-нибудь из Ваших друзей, сверстников или Ваш родственник. Вы можете испытать при этом чувство сожаления или озабоченности, но не гнева.

4.  Оставайтесь твердыми в своем решении: не забирать вновь рычаги управления в свои руки.

5.  Вы можете почувствовать острое желание отреагировать на поведение ребенка в привычной для Вас манере: испытать огорчение, выразить тревогу, начать задавать вопросы, дать совет и т.п.. Не делайте этого!

6.  Постарайтесь удержать в памяти мысль о том, что Вы поступаете верно, и проблемы не у Вас, а у другого человека (ребенка), который ничего плохого Вам не сделал.

7.  Старайтесь даже не замечать то поведение ребенка, которое влияет только на его жизнь. Если  Вы все же заметили подобное поведение, ничего не делайте до тех пор, пока:

-    Вы уже не можете думать о чем-нибудь другом;
-    Сам  ребенок не скажет Вам об этом поведении или не начнет вести себя подобным образом перед Вами.  НО НЕ РАЗЫГРЫВАЙТЕ ИЗ СЕБЯ ДЕТЕКТИВА, РАЗУЗНАВАЯ ПОДРОБНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА!

8.  После передачи контроля поведение ребенка может ухудшиться. Не бойтесь этих вспышек – они прекратятся, это обязательно произойдет. Главное, после первых же сомнений - НЕ СДАВАЙТЕСЬ! Думайте о том, что то, что Вы делаете, на самом деле помогает; положительные результаты будут накапливаться и количество их перейдет в иное качество.

 В школе работает телефон доверия. С любой волнующей вас проблемой вы можете обратиться, набрав номер 283-74-38.