Психолого – педагогическое сопровождение  законных представителей  в рамках работы с одаренными учащимися на этапах допрофильной подготовки и профильного обучения.

 

   О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей, психологов и родителей. 

 Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей. 

 Развитию одаренности  детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби».   Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

В общении с ребенком, такие родители всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместна я работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

   Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, т.е. тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями таких одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок — единственный смысл жизни. Еще чаще одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.

   Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков.

   Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны: родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  1. Уверенность ,которая основывается на сознании самоценности.
  2. Понимание достоинств и недостатков в себе самом.
  3. Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
  4. Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию.
  5. Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
  6. Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.

        Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.

        Одарённый ребёнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок смог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Для этого должны работать различные кружки, клубы, секции по разным направлениям. Участие в различных конкурсах, олимпиадах за пределами школы также стимулируют развитие одарённых детей.

Необходима разумная система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития. 

    Работа с родителями одаренных детей:

 — психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

— консультирование;

—групповые занятия для  родителей;

— совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

— поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета.

Работа учителя с родителями, родственниками одаренного ребенка имеет свои особенности.  Остановимся на некоторых общих принципах взаимоотношений педагога с лицами, обратившимися по поводу ребенка.

Первой обязательной предпосылкой успешного результата консультирования является умение педагога создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или учителями) одаренного ребенка. В основе доверительных отношений лежат безусловное уважение, признание того беспокойства, которое обратившиеся в консультацию люди испытывают в связи с ребенком. Чрезвычайно способствует установлению контакта умение консультанта показать свое отношение к родителям как искренне заинтересованным в устранении трудностей ребенка, как глубоко знающим и понимающим его. Такое отношение несовместимо с прямой или косвенной критикой действий родителей, сомнениями в их педагогической компетентности. Все эти подчас необходимые виды обратной связи уместны лишь после анализа всей совокупности сведений о ребенке, включая результаты его обследования, но и тогда требуют облечения в особую форму. Что же касается первых встреч, то любой намек на неодобрение действий родителей может спровоцировать у них сильные защитные реакции и, по меньшей мере, закроет путь для откровенного обсуждения всех сторон проблемы.

 

Необходимо предупреждать родителей о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе проведения коррекционной программы. Недопустимо, чтобы у них сложилось представление о легком - «волшебном» - разрешении трудностей, так как подобная установка может привести лишь к преждевременному и неоправданному разочарованию в возможностях психолого-педагогической помощи.

Беседа, проводимая педагогом - психологом по итогам всестороннего изучения случая, преследует несколько целей; 1) подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариантного прогноза; 2) совместная разработка системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы; 3) обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка; 4) планирование последующих встреч (в случае необходимости).

Ряд американских авторов выделяют в заключительной беседе консультанта с родителями четыре основных этапа и предлагают следующие рекомендации по ее проведению. Желательно вести беседу одновременно с обоими родителями, так как это помогает получить более объективную и разностороннюю картину жизни ребенка и, кроме того, позволяет родителям почувствовать общую ответственность за судьбу ребенка.

В начале беседы нужно побудить родителей к свободному, откровенному обсуждению проблем ребенка, выяснению интересующих их вопросов. Необходимо также выяснить их представления о причинах трудностей ребенка и средствах их разрешения, помощи, их мнение о том, какие цели можно ставить перед ребенком, на какое будущее его ориентировать. На втором этапе беседы предполагается сообщение результатов психологического обследования (или наблюдения). Конкретные данные помогают преодолеть ошибочные представления о характере и степени трудностей ребенка. Необходимо стремиться к выработке реалистического представления о трудностях ребенка. После этого (третий этап) обсуждается специальная программа действий. Наконец, в заключение беседы обсуждается отношение родителей к проблемам ребенка и планируются последующие встречи. В процессе беседы важно проявить теплоту, понимание, уважение. Эффективность беседы, по Сарасону, оценивается по тому, могут ли родители более или менее уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта.

Опыт показывает, что положительная оценка консультантом тех или иных конкретных воспитательных действий или установок родителей (разумеется, действительно психологически оправданных, корректных) может существенно повысить их уверенность в своих силах. Следует учитывать, что одной беседы часто недостаточно, чтобы изменить ошибочные представления родителей, сложившиеся до беседы и служащие, как правило, защитой от неприятных выводов. Для этого требуется несколько встреч. В западных странах широко практикуют посещение на дому, которое дает возможность обсуждать конкретные ситуации, реально складывающиеся взаимоотношения и т.д. Однако наиболее действенными методами являются различные формы групповых занятий родителей.

Очень важно утвердить родителей в понимании того, что одаренный ребенок не перестает быть ребенком, он имеет те же потребности, что и все дети его возраста. Большую опасность здесь представляют такие формы неправильного воспитания, как гипер- и гипопротекпия. В связи с этим в консультирование практически по поводу любой проблемы необходимо включать обсуждение вопроса о главном содержании процесса развития на соответствующем возрастном этапе, его ведущей деятельности и т.д. Активность, направленная на преодоление или компенсацию имеющихся трудностей, не должна осуществляться за счет возрастно-специфических интересов и потребностей ребенка. Разъяснение этого положения родителям может способствовать предупреждению распространенных педагогических ошибок, имеющих тяжелые последствия для ребенка.

В процессе консультативной работы педагог не должен ограничиваться чисто «рассудочным» анализом проблемы. Важной задачей консультанта являются снятие чувства тревоги у близких ребенка, опасений за него и одновременно углубление понимания его трудностей, усиление чувствительности к потребностям ребенка. Педагог должен чутко улавливать наличие у родителей чувства угнетенности, вины, тревоги и давать возможность выражать, обговаривать эти чувства.

 Беседа с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом. Важно подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования (наблюдения) ребенка, - часто это придает большую убедительность выводам педагога; родителям полезно иметь на руках психолого-педагогическое  заключение, написанное ясным, понятным языком, или самим записать выводы и рекомендации, так как это помогает им в дальнейшем обдумывать результаты консультации, искать конкретные меры помощи, исходя из зафиксированных выводов, проверять их правильность на последующем поведении ребенка.

        

Родительское собрание для родителей одаренных детей.

Тема «Ваш ребенок-школьник, адаптация первоклассника к школе. Способности ребенка, как их распознать»

Форма проведения: информационно-практическая беседа.

Участники: родители первоклассников, учителя, работающие в первых классах, школьный психолог.

Подготовительный этап: изучение психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания; оформление художественной выставки детей на тему «Мой первый школьный день»; оформление буклетов для родителей: «Правила для общения с детьми»; подготовка анкет для родителей.

Оборудование: бланки анкет, буклеты для родителей, детские рисунки.

План:

  1. Адаптация первоклассника к школе, советы по адаптации. (школьный психолог).
  2. Способности ребенка, как их распознать? (учитель).
  3. Анкетирование родителей.
  4. Обзор выставки рисунков детей «Мой первый школьный день».
  5. Ответы на вопросы родителей по проблеме собрания.

 

Ход собрания

Учитель.

  1. Особенности адаптации ребенка к школьной жизни.

        Ваш ребенок стал школьником. Для него все новое, необычное, неизведанное. Он очень долго ждал этого удивительного события, часто примерял новенькую форму, подолгу рассматривал учебники и школьные принадлежности. И вот наступил тот момент, когда веселым заливистым звонком его позвала школа.

В первые дни школьной жизни ребята с удовольствием бегут на занятия, и главная задача работников школы и вас, уважаемые родители, чтобы огонек желания не потух, чтобы ваши дети безболезненно прошли адаптацию к обучению в школе.

Психолог.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности , незнакомым взрослым и детям.

Социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Наблюдения за первоклассниками показали, что значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение двух-трех месяцев обучения. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу и выполнять требования учителя. Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполнять требования учителя, часто ссорятся с одноклассниками. У этих детей встречаются трудности в усвоении учебного материала.

В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности длительной (до одного года) адаптации.  Такие дети не желают учиться и посещать школу. Они часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти ребята составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Многие к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором, дорога в школу для детей требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у первоклассника не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. У некоторых детей по утрам развивается рвота. Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться к школе, надо знать некоторые психофизиологические особенности возраста 6-7-летнего ребенка.

Первоклассники, несмотря на столь ранний возраст, способны осознавать свое положение в обществе. Они владеют умением общаться, умеют сопереживать, знают и выполняют основные правила поведения. Для детей этого возраста наиболее характерны наглядно-образное и действенно-образное мышление. Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса, умение правильно произносить все звуки родного языка, однако несформированность речи (по мнению психологов) встречается у 70% первоклассников, это нарушение звукопроизношения, трудности в простейшем звуковом анализе слов. Таким детям нужна помощь учителя-логопеда. Особенно важно развивать внимание и память учеников.

У первоклассников преобладает произвольное внимание, однако его устойчивость невелика и зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей.

Неустойчивое внимание, заторможенность при переключении могут осложнить процесс обучения. Развитие зрительно-моторных координаций позволяет детям координировать свои движения. В этом возрасте ребенок должен срисовывать простые геометрические фигуры, выделять и классифицировать их по форме, размерам, направлению штрихов. В то же время для семилетних детей характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.

Самым важным вопросом в организации обучения первоклассников является создание условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья. Это режим учебных занятий, полноценный отдых, питание, эмоциональный климат в классе и дома.

 Уважаемые родители!

Вы должны помочь ребенку преодолеть сложный адаптационный период, оказать ему поддержку, быть внимательными, терпеливыми, создать дома благоприятную атмосферу. Эти простые правила помогут вам при общении с детьми:

1)      создайте благоприятный психологический климат в отношении ребенка со стороны всех членов семьи;

2)      проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребенок,  к каждому прожитому им школьному дню;

3)      как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте;

4)      не вмешивайтесь в его занятия, которые он может выполнить сам, помогайте, когда просит;

5)      не повышайте голос на ребенка, не запугивайте его, разрешайте конфликты мирно;

6)      поощряйте ребенка, хвалите его за успехи в учебе, за добрые поступки, не жалейте ласковых слов;

7)      не критикуйте учителей в присутствии вашего ребенка.

(родители получают буклеты с этими советами)

Учитель.

Огромную роль в жизни младшего школьника играет учитель, и каждый из родителей желает видеть учителя своего ребенка добрым, понимающим и терпеливым.

 

  1. Заполнение анкет «Главные качества учителя».
  2. Способности ребенка, как их распознать?

Учитель.

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это – неповторимое своеобразие данного возраста.

Так что же такое способности? Способности – это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям, навыкам. Способности, которые проявляются у младших школьников, чаще всего относятся к учению или тем видам деятельности, которыми они занимаются дополнительно (техническое конструирование, музыка, изобразительная деятельность, физическая культура, хореография).

В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие, или интеллектуальные, способности проявляются во многих видах деятельности, в т.ч. в учении. Специальные способности – это способности в отдельных видах деятельности.

Способности ребенка определяют по следующим критериям: выдающийся интеллект, хорошая обучаемость (схватывает информацию на лету), творческое мышление, незаурядные способности в области искусства.

Родителям очень важно знать, какие способности являются приоритетными для их ребенка, поддерживать стремление к творчеству, создавать условия для углубленного и всестороннего изучения интересующего его вида деятельности.

Если у ваших детей незаурядный интеллект, то они обладают хорошей памятью, легко и быстро схватывают школьный материал, задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.

О ярко выраженных музыкальных способностях говорят следующие признаки: любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте.

Когда дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели, у них преобладают технические способности.

А вот те ребята, которые часто выражают свои чувства мимикой и жестами, имеют способности к подражанию, с большим желанием выступают перед аудиторией, наделены артистическими способностями.

Если же дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами, то они наделены спортивным талантом.

У детей, которые любят рисовать и лепить, умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка пытаются выражать свои эмоции и чувства, с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства, ярко выражены художественные способности.

 

Уважаемые родители!

Если вы считаете своим долгом помочь ребенку в развитии его способностей, если вы видите его в будущем творческим и состоявшимся человеком, поддерживайте его познавательный интерес, помогите ему поверить в свои возможности, будьте для него путеводителем в жизни.

  1. Обзор выставки детских рисунков на тему «Мой первый школьный день».
  2. Анкетирование родителей.
  3.  Рефлексия собрания.

Анализ анкетирования: «Главные качества учителя» (вывод – какими качествами , по мнению родителей, должен обладать учитель).

Обмен мнениями родителей об услышанном на собрании.

 

Список литературы:

  1. Рабочая книга школьного психолога / под ред. Доктора психологических наук Дубровиной И.В. – М. : Просвещение. 1991.
  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы. М.:ВАКО. 2005.
  3. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.
  4. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга длдя учителей и родителей. М., Просвещение, Учебная литература, 1996. – 136 с.
  5. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. Сентябрь. 2001.
  6. Популярная психология для родителей / под ред. Бодалева А.А. М.: Педагогика. 1989.

 

Анкета.

Учитель вашего ребенка! Каким бы вы хотели его видеть?

Выделите семь наиболее значимых для вас качеств учителя:

  • Добрый
  • Творческий
  • Понимающий
  • Честный
  • Знающий свой предмет
  • Ответственный
  • Уважающий учеников
  • Справедливый
  • Деликатный
  • Уравновешенный
  • Терпеливый
  • Заинтересованный
  • С чувством юмора
  • Вызывающий доверие
  • Мудрый
  • Умеющий находить индивидуальный подход к детям
  • Тактичный
  • Безгранично любящий свою работу

 

Анкета для родителей первоклассников

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на перечисленные вопросы.

Подчеркните тот вариант ответа, который более всего характеризует вашего ребенка.

Фамилия и имя ребенка __________________________________________________

  1. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
  • Всегда с радостью
  • Как правило, охотно
  • Как правило, неохотно
  • Затрудняюсь ответить
  1. Делится ли он своими впечатлениями о школе?
  • Делится всегда
  • Когда хорошее настроение
  • Если просят об этом родители
  • Практически никогда
  1. Справляется ли ваш ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?
  • Да, справляется
  • Скорее да, чем нет
  • Скорее нет, чем да
  • Нет, не справляется
  1. Чем он занимается в свободное от школы время?
  • Читает книги
  • Лепит и рисует
  • Подолгу сидит у телевизора или компьютера
  • Играет с игрушками
  1. Жалуется ли ваш ребенок на одноклассников?
  • Никогда не жалуется
  • Иногда
  • Довольно часто
  • Затрудняюсь ответить
  1. Приходят ли его друзья к вам в гости домой?
  • Да, всегда
  • Изредка
  • Нет, не приходят
  • У него нет друзей
  1. Какие способности являются приоритетными для вашего ребенка?
  • Незаурядный интеллект
  • Способности в технической области
  • Музыкальные способности
  • Художественные способности
  • Артистические способности
  • Спортивный талант
  • Затрудняюсь ответить.

 

 

Родительское собрание для родителей одаренных детей.

Тема: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»

Форма работы: круглый стол.

Участники: родители одаренных детей, учителя начальных классов, школьный психолог.

Подготовительный этап: провести анкетирование одаренных детей, обработать  анкеты, изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме, подготовить выставку творческих работ детей.

Оборудование: бланки анкет для родителей, выставка творческих работ детей, научно-методическая литература по вопросу одаренности детей.

План:

  1. Психологические особенности одаренного ребенка. (школьный психолог)
  2. Роль семьи в раскрытии детской одаренности. Советы родителям одаренных детей. (учитель)
  3. Анализ анкетирования детей. (школьный психолог)
  4. Анкетирование родителей «О талантах ребенка» (школьный психолог)
  5. Выставка творческих работ детей. Обмен мнениями, решение спорных вопросов (учитель)
  6. Рефлексия собрания, оценка родителями его результативности.

Ход собрания

Учитель

   Сегодня на родительском собрании мы поговорим о том, какая роль в воспитании талантливых детей принадлежит вам, уважаемые родители. Вам повезло, что ваши дети неординарны, что они наделены удивительной способностью учиться, петь, танцевать, рисовать или осваивать спортивные виды деятельности. Именно в семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть оценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту. Поэтому родителям необходимо с раннего детства уважать ребенка, подчеркивать в нем его индивидуальность.

 

Психолог

  1. Психологические особенности одаренного ребенка.

Под термином «одаренность» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества.

Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию.

Одаренные дети обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари, энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Один мальчик в 6-летнем возрасте в уме перемножал трехзначные цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и бумаги. В то же время малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо сопротивлялся всем усилиям взрослых.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

В заключение хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными проявлениями одаренности часто демонстрируется или восхищение, или, наоборот, настороженное поведение. Бывают такие случаи, когда родители высказывают опасения, не является ли раннее проявление одаренности результатом его болезненного состояния. Имеющиеся в психологии данные о том, что одаренные дети в большинстве своем не отличаются болезненностью или склонностью к нервным срывам. Следует помнить, что по отношению к одаренным детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недоверчивого отношения. Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, делать его предметом гордости и радости. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание познавать окружающий мир, стремиться к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.

Учитель

  1. Роль семьи в раскрытии детской одаренности.

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее:

  • он очень любознателен;
  • любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;
  • его речь очень развита, большой словарный запас;
  • во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда воспринимает уже готовый родительский ответ;
  • настойчив в достижении поставленной цели;
  • у него повышенные математические способности в сфере вычисления и логики;
  • может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или наскучило;
  • обладает богатой фантазией и воображением;
  • рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера;
  • его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может гримасничать, смешить других, подражая взрослым и т.д., все это подтверждает наличие одаренности у ребенка.

И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.

Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком, - таким , как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» - они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям

Действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми.

Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.

И.П.Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркалор, тои в ответ можно будет увидеть любовь.

Советы родителям одаренных детей:

  • поймите ребенка и осознайте его уникальность;
  • помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;
  • поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
  • не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;
  • учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
  • спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
  • на е забывайте уделять внимание физической активности малыша;
  • создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
  • учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;
  • считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка.

Список литературы:

  1. Прохорова С.Ю. Организация работы с одаренными детьми в сельской начальной школе полного дня.
  2. Алоева М.А., Бейсова Е.В. Родительские собрания в 1-2 классах. – Ростов-на-Дону: Феникс. 2004.
  3. Рабочая книга школьного психолога / под ред. Доктора психологических наук Дубровиной И.В. – М.: Просвещение. – 1991.
  4. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1974.
  5. Одаренные дети / Общ.  ред. Бурменской Г.М. и Слуцкого В.М. – М., 1991.
  6. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Лейтеса Н.С. – М., 2000.
  7. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, Учебная литература. 1996. – 136 с.

   

Лекция для родителей «Одаренный ребенок».

       Многие папы и мамы считают своего ребенка одаренным, но большинство детей — гении только в глазах своих родителей. Тем не менее, к некоторым малышам действительно применимо слово "одаренный". Есть несколько указаний на одаренность вашего ребенка.

Десять признаков одарённости вашего ребенка:

1. Хранит информацию. К большинству детей применима пословица "Что в одно ухо влетело, из другого вылетело". Дети, которые более развиты умственно, сохраняют большое количество разнообразной информации и способны вспомнить ее позже. Пример: шестилетний мальчик вернулся из музея космонавтики и нарисовал в деталях космическую ракету, которую он там видел.

2. Обширный круг интересов. Одаренные дети демонстрируют интерес к разным вещам. Один месяц они могут сходить с ума от динозавров, а на следующий месяц увлечься астрономией.

3. Рано начинает читать и писать. Если ваш ребенок одарен, он может начать читать и писать очень рано даже с минимумом обучения.

4. Музыкально или художественно одарен. Дети, которые проявляют необычные способности к музыке и/или искусству, часто считаются одаренными. Так, например, дети, которые могут рисовать предметы в перспективе или имеют абсолютный музыкальный слух, попадают в категорию одаренных.

5. У ребенка бывают периоды глубокого сосредоточения. Детям обычно несвойственны периоды длительного внимания, но одаренные дети способны на более длинные периоды сосредоточения внимания, чем не одаренные.

6. Имеет хорошую память. Некоторые одаренные дети способны помнить вещи, которые случились с ними в более раннем возрасте. Например, двухлетний малыш может вспомнить (без напоминания со стороны взрослых) эпизод, который случился с ним, когда ему было 1,5 года.

7. Имеет "продвинутый" словарный запас. Если ребенок рано заговорил, это не обязательно говорит о его одаренности, но если ваш малыш использует "продвинутые" словарь и предложения, то он действительно может быть таким умным, как вы думаете. Например, обычно двухлетние дети говорят такими фразами "Там собачка". Одаренный ребенок может сказать: "В саду коричневая собачка. Она нюхает наши цветы".

8. Уделяет внимание деталям. У одаренного ребенка есть пристрастие к деталям. Ребенок постарше может желать знать, как устроены вещи, как они работают. А ребенок помладше может положить игрушки туда, откуда он их взял, или заметить, если какую-то вещь передвинули с ее привычного места.

9. Действует как собственный критик. Обычно дети не очень озабочены тем, что делают они сами или другие дети, если только у их друзей нет игрушки, в которую они бы поиграли. Одаренные же дети уделяют внимание тому, что делают другие, но более всего они критично относятся к себе. Например, ребенок, который выиграл соревнование по плаванию, может сказать: "Жаль, что я не улучшил свой собственный рекорд".

10. Понимает сложные понятия. Дети, которые высоко развиты интеллектуально, способны воспринимать сложные понятия и отношения и думать абстрактно. Они способны понимать глубинные проблемы и думать об их решениях.

       В сфере психосоциального развития одарённым детям свойственны следующие черты:

1. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано, в силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.

2. Хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразительности, игру слов, «подковырки», часто видят там, где сверстники его не обнаруживают.

3. Попытки решать проблемы, которые им пока «не по зубкам».

4. Преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

      Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность, мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей.

Рекомендации родителям по работе с одаренными детьми

Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

1. Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности.

2. Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.

3. Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.

4. Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.

5. Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.

6. Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, национальностей и образовательных уровней.

Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:

- они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане;

- они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом;

- они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, даже если сами могут сделать все быстрее и лучше;

- они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

Рекомендации родителям

Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.

Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.

Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей

Избегайте сравнивать детей друг с другом.

Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.

Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.

Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.

Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.

Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.

Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем.

Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.

Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.

 

Уважаемые родители! Для успеха и благополучия ребенка необходимы Ваша любовь и поддержка.

Памятка

родителям по работе с учащимися, имеющими повышенные учебные способности

 

1. Проанализируйте собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе.

  1. Будьте честными, все дети весьма чувствительны ко лжи, а одаренные дети в большей степени.
  2. Оценивайте уровень развития ребёнка.
  3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
  4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении или являться признаками одарённости.
  5. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
  6. Стремитесь развивать в своих детях следующие личные качества:
  • уверенность, базирующуюся на сознании самооценки;
  • понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
  • интеллектуальную любознательность и человечность к исследовательскому риску;
  • уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству;
  • привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
  • умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас и социоэкономических и образовательных уровней.
  1. Цените то, что хотите привить ребёнку в моральном, социальном или интеллектуальном плане.
  2. Старайтесь точно рассчитать момент и степень реакции на потребности ребёнка.
  3. Позвольте ребёнку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, даже если сами можете сделать всё быстрее и лучше.
  4. Не оказывайте давления на ребенка в его школьных делах, но будьте всегда готовы придти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную  информацию в сфере, к которой ребёнок проявляет интерес.