«Тьюторское сопровождение учащихся, как способ построения индивидуальной траектории допрофильной подготовки».

 

Индивидуализация обучения в последние годы определяется в качестве одного из приоритетных направлений в сфере образования. Одним из ключевых инструментов данного направления может выступить организация тьюторского сопровождения учащихся. Тьюторство рассматривается сегодня как ресурс индивидуального личностного развития всех субъектов образовательного процесса. В качестве концептуальной основы работы с одарѐнными и высокомотивированными учащимися выдвигается идея организации тьюторского сопровождения в рамках единого образовательного пространства учреждения образования, представляющего собой целостную систему урочно-внеурочной деятельности, которая обеспечивает эффективные условия для развития самостоятельной, творческой, инициативной социально-активной, ответственной личности и ее успешной социализации.

Несмотря на различные интерпретации тьюторства, широко представленные сегодня как в международной, так и в отечественной практике, нами поддерживается мнение Т.М. Ковалѐвой, что тьюторство — это особый тип педагогического сопровождения — сопровождение процесса индивидуализации учащегося в ситуации открытого образования.

Целью деятельности тьютора является создание социальнопедагогических условий для самосовершенствования и профессионального становления учащегося посредством оказания помощи в проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы. Под тьюторским сопровождением одарѐнных и высокомотивированных учащихся понимается педагогическая деятельность, в ходе которой тьютор создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления учащимся своего познавательного интереса и построения индивидуальной образовательной траектории. Основными принципами, которыми руководствуется в своей деятельности тьютор, являются принципы открытого образования:

- открытость;

- вариативность;

 - гибкость;

- непрерывность;

 - индивидуальный подход;

- индивидуализация.

Принцип вариативности реализуется через выбор учащимся собственных вариантов деятельности. Принцип открытости — через интересы и предпочтения ребѐнка, через индивидуализированное образование. Следует отметить, что индивидуализированное образование отличается от индивидуального подхода в образовании. В первом случае учащиеся осваивают разное содержание, во втором — содержание одинаковое, разные способы его освоения. Позиция тьютора базируется на признании права ребѐнка на самостоятельность и индивидуальность и предполагает совместную рефлексию пройденного пути. Основными функциями тьютора являются:

 - диагностика состояния и процесса обучения учащихся;

 - выявление познавательных интересов тьюторанта;

- оказание помощи в определении учащимся собственного индивидуального пути освоения знания, построение индивидуальной образовательной траектории;

 - создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения;

- вовлечение учащегося в научно-исследовательскую деятельность и интеллектуально-творческие состязания;

- содействие в обеспечении тьюторанта специальной научнометодической литературой, условий для проведения экспериментальной деятельности;

 - фиксация движения учащегося в формировании индивидуальной учебной деятельности и исследовательских компетенций;

- удержание проблем и трудностей процесса самообразования и самоопределения в фокусе контроля;

 - осуществление мониторинга процесса реализации индивидуальной образовательной программы учащегося, при необходимости, внесение корректив;

- установление обратной связи, формирование адекватной самооценки и рефлексивного самоконтроля;

 - организация тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития самоуправления, саморегуляции эмоциональноволевой сферы и самовосстановления личности;

- обеспечение координации всех многообразных структур, ставящих своей целью помочь учащемуся в осознанном профессиональном выборе;

 - расширение социального партнѐрства и сотрудничества как очного, так и дистанционного, используя возможности сети Интернет.

Одной из главных задач тьюторского сопровождения является не только оказание своевременной помощи и поддержки личности в образовании, но и обучение ее самостоятельно преодолевать трудности.

Тьюторское сопровождение учащихся как способ построения индивидуальной траектории допрофильной подготовки представляет собой целостную систему урочной и внеурочной деятельности, которая обеспечивает эффективные условия для развития самостоятельной, творческой, инициативной, социально-активной, ответственной личности и ее успешной социализации.

Тьюторское сопровождение учащегося в самом общем виде представляет собой последовательность взаимосвязанных друг другом этапов:

- диагностического (ознакомление с результатами психологопедагогической диагностики одарѐнного учащегося, сбор первичной информации, знакомство с тьюторантом и его родителями с целью создания психологического комфорта и взаимодействия, проведение уточняющих тестов по выявлению и конкретизации познавательных интересов);

- проектировочного (составление «карты» познавательных интересов, разработка индивидуальной образовательной программы, определение структуры тематического портфолио);

- реализационного (учебно- и научно-исследовательская деятельность, наполнение тематического портфолио, структурирование и анализ собранных материалов);

- аналитико-рефлексивного (анализ и рефлексия проделанной работы, оформление портфолио достижений, коррекция);

- обобщающего (оформление презентационного портфолио, презентация полученных результатов, постановка задач следующего этапа индивидуальной образовательной программы). Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в содержании деятельности тьюторанта, так и в соответствующих способах работы тьютора (таблица).

 

Этапы

Тьютор

Тьюторант

Диагностический

Составлениеиндивидуального плана работы с тьюторантом; диагностика обученности и обучаемости учащегося; выявление познавательных интересов тьюторанта.

Выполнение уточняющих тестов по выявлению и конкретизации познавательных интересов; самоопределение.

Проектировочный

Оказание помощи учащемуся в определении собственного индивидуального пути саморазвития; построение индивидуальной образовательной траектории.

Составление «карты» познавательных интересов; проектирование индивидуального плана по саморазвитию; разработка индивидуальной образо-вательной программы; определение структуры тематического портфолио.

Реализационный

Создание условий для реализации тьюторантом индивидуального плана по саморазвитию иосвоению индивидуальной образовательной программы тьюторанта; вовлечение учащегося в научноисследовательскую деятельность и интеллектуально-творческие состязания; содействие в обеспечении тьюторанта специальной научно-методической литературой, усло-виями для проведения экспери-ментальной деятельности; осуществление обратной связи, консультирование; организация тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития

Освоение индивидуальной образовательной программы посредством посещения учебных занятий, факультативов, объединений по интересам, индивидуальных занятий с педагогами, самообразования; учебно- и научно-исследовательская деятельность ; наполнение тематического портфолио, структурирование и анализ собранных материалов; участие в интеллектуальнотворческих состязаниях; установление социального партнѐрства и сотрудничества, как очного, так и дистанционного с использованием возможности сети Интернет

Аналитикорефлексивный

Фиксация движения учащегося в формировании индивидуальной учебной деятельности и исследовательских компетенций; удержание проблем и трудностей процесса самообразования и самоопределения в фокусе контроля; осуществление мониторинга процесса реализации индивидуальной образовательной программы учащегося, при необходимости, внесение корректив; установление обратной связи; формирование адекватной самооценки и рефлексивного самоконтроля; расширение социального партнѐрства и сотрудничества, как очного, так и дистанционного, используя возможности сети Интернет

Анализ, самооценка и рефлексия проделан-ной работы; коррекция; оформление портфолио достижений, осуществление обратной связи; расширение социального партнѐрства и сотрудничества как очного, так и дистанционного с использованием возможности сети Интернет

Обобщающий

Обеспечение координации всех многообразных структур, с целью помочь учащемуся в осознанном профессиональном выборе; оказание помощи в разработке и реализации дальнейшей программы самообразования и саморазвития.

Оформление презентационного портфолио; презентация полученных результатов; постановка задач следующего этапа индивидуальной образовательной программы; осознанный выбор профессии; подготовка к поступлению в учреждения высшего образования

 

Учащиеся, как правило, выбирают тьютора из числа претендентов, рекомендуемых администрацией и педагогом-психологом учреждения образования на основе проведенного анализа. Если в роли тьютора выступает педагог-предметник, тогда комплектуется группа по интересам и в течение месяца апробируется ее работа с точки зрения психологической совместимости участников и эффективности деятельности, далее утверждается ее состав, после чего она приобретает статус тьюторской группы.

Участие детей в работе групп, руководимых тьюторами, является добровольным: школьники выбирают тьютора в соответствии с интересующим их направлением деятельности. Каждая группа насчитывает от 3 до 5 обучающихся. Они могут участвовать в работе одной или нескольких групп. Тьютор помогает учащимся в решении задач по самообразованию и самовоспитанию, стимулирует их общественную активность, оказывает психологическую поддержку. Он встречается со своими подопечными не реже одного-двух раз в неделю. Однако если речь идѐт о сопровождении учебной деятельности одарѐнного учащегося, тогда целесообразно организовать индивидуальную работу с каждым. Для эффективности работы по совершенствованию и профессиональному становлению одарѐнных учащихся важно, чтобы у них был человек (это может быть педагог, преподаватель учреждений высшего образования, родитель и т.д.), к которому он может обратиться за советом или помощью. Его можно называть по-разному, однако значимо то, чтобы он обладал тьюторской компетентностью. Тьютор здесь выступает в качестве организатора условий, направленных на выявление и поддержку образовательных интересов учащегося, реализацию индивидуальных образовательных программ; мотивирует включение ребенка в проектную, исследовательскую, авторскую деятельность; помогает в формировании избыточной образовательной среды; организует индивидуальную и групповую самоподготовку учащихся; диагностирует интересы и способности тьюторанта; проводит встречи, так называемые тьюториалы, индивидуальные консультации по анализу самими учащимися образовательных успехов и трудностей и многое др.

Следует отметить, что в настоящее время одним из принципов существования тьюторства становится открытое образовательное пространство, расширение которого сможет предоставить возможность вхождения в общеевропейское образовательное пространство. Развитию тьюторства способствует установление партнерских взаимоотношений учреждения общего среднего образования с окружающим социумом, а также ведущими учреждениями высшего образования. Тьютор из числа профессорско-преподавательского состава сможет обеспечить преемственность в развитии одарѐнного ребѐнка в системе работы школа-вуз. Таким образом, тьюторство как ресурс индивидуального личностного развития представляет собой эффективное использование потенциала открытого образования для построения собственной индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Набор этических правил тьютора.

Этическая система тьютора – принятые тьютором и ставшие личностной ценностью правила, обусловливающие его согласие с собственным внутренним миром, поддержание гармоничных отношений с обучающимися и другими субъектами образовательной деятельности и достижение успеха в общей деятельности.

 

Основу этических норм тьютора составляют основные общечеловеческие ценности и принципы: человечность, справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.

К числу нравственно-этических принципов работы тьютора относятся нравственная приоритетность и неманипулятивность оказания содействия.

Тьютор должен быть:

  • корректным в общении с тьюторантами, независимо от его личного отношения к ним;
  • сдержанным перед обучающимися в публичной критике учебных материалов, которые он помогает им осваивать;
  • понимающим и учитывающим мнение тьюторантов;
  • способным к рефлексии деятельности в образовательном процессе;
  • способным к непрерывному самообучению;
  • открытым людям;
  • презентабельным;
  • культурным.

Тьютор не должен:

  • допускать критику своих коллег-тьюторов перед обучающимися;
  • демонстрировать свою первостепенную роль в обучении;
  • устанавливать цели без согласования с обучающимися;
  • оставлять без внимания вопросы тьюторанта, даже если на них нельзя ответить немедленно;
  • упрекать обучающихся за невыполненные задания;
  • навязывать свое понимание вопросов как единственно верное;
  • препятствовать коммуникации между обучающимися;
  • принижать авторитет обучающихся.

Во взаимоотношениях с тьюторантами тьютор руководствуется принципами:

  • равенства (тьютор и тьюторант – два равноправных субъекта образовательного процесса);
  • диалогизма (учебно-воспитательный процесс – это целостный процесс, выстроенный на диалоге двух заинтересованных сторон);
  • свободы (предоставление тьюторантам свободы выбора);
  • соразвития (гармонизация внешнего и внутреннего «Я»);
  • принятия (каждый воспринимается другим таким, какой он есть).

 

1.   Формы и методы тьюторского сопровождения.

Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.

Основными формами тьюторского сопровождения исторически являются различного вида индивидуальные и групповые тьюторские консультации.

Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием обучающихся.

Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого тьюторанта. Целью тьюторской беседы и является, прежде всего, активизация каждого школьника с учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения и т. д. на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной образовательной программы. Опираясь на вопросы, специально подобранные для встречи, тьютор и тьюторант совместно составляют рабочий план по реализации определенного шага индивидуальной образовательной программы. Для того чтобы тьюторская беседа прошлауспешно, необходимо установить:

­         диалогичные отношения.

Основу диалога составляет совместный поиск способа решения проблемы, в процессе которого участники диалога могут высказывать свои предположения и отстаивать на равных собственную точку зрения:

­         эмоционально комфортные отношения.

Условия общения должны быть организованы так, чтобы участники чувствовали свою успешность и интеллектуальную самостоятельность.

В целом тьюторская беседа каждый раз должна иметь не только образовательный, но и эмоциональный эффект, чтобы в дальнейшем оказывалось возможным проводить все более глубокий анализ образовательной ситуации каждого школьника.

Групповая тьюторская консультация.

На этих занятиях, как и на индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором или педагогом, осуществляющим тьюторскую деятельность, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ студентов с похожими познавательными интересами. В рамках таких групповых занятий (так же, как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.

Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, – побуждает тьюторов и школьников к совместному творческому поиску и обеспечивает продуктивность консультации.

Тьюториал (учебный тьюторский семинар).

Тьюториал предполагает активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей обучающихся. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ. Как правило,тьюториал применяется в сфере дистанционного образования. В учебно-воспитательном процессе школы тьюториалы могут быть официально представлены в учебном расписании. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Они помогают активизировать процесс обучения; создают и поддерживают в группе атмосферу доверия, поддержки, заинтересованности; используют в работе личный опыт; осуществляют рефлексию работы группы и собственных действий, внедряя активные методы обучения: деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, case-study, тренинги, метод «мозгового штурма» и т. д. Тьюториалы проводятся приблизительно раз в месяц в удобное время.

Тренинг.

В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения.

В тренингах, так же, как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме, широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. В основе тренинга, как правило, лежит групповое взаимодействие, направленное на развитие каждого отдельного участника тренинга.

В тьюторской деятельности чаще используются коммуникативные, мотивационные тренинги. На начальном этапе работы со школьниками тьютором часто применяются социально-психологические тренинги, направленные на сплочение группы тьюторантов, выработку доверия, приобретения уверенности в себе, навыков сотрудничества и самоопределения.

Образовательное событие.

В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет сутью и целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальныхобразовательных программ и проектов. Особенности ее организациии проведения следующие:

­         образовательное событие соответствует культурному образцу («праздник», «экспедиция», «инициация», «карнавал», «аукцион» и т. д.);

­         оно тесно связано с другими элементами и историей жизни сообщества, участников; имеет, с одной стороны, развернутый этап подготовки, с другой, – привлекательную перспективу;

­         оно включает различные виды деятельности и позиции;

­         кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т. п.);

­         в ходе события возможна и уместна коммуникация, импровизация, проба.

Работа с событиями может вестись не только для одного тьюторанта, но и для группы. Работа с событиями строится по-разному в зависимости от того, организуют ли его сами тьюторанты и их педагоги.

Методы (технологии) работы тьютора.

Технология модерации.

Цели применения модерации – эффективное управление группой в процессе занятия, максимально полное вовлечение в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего занятия.

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

1 – эффективное взаимодействие (интеракция) участников;

2 – упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между участниками;

3 – обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);

4 – мотивация всех участников образовательного процесса;

5 – мониторинг образовательного процесса;

6 – рефлексия;

7 – анализ деятельности участников и оценка результатов.

Модерация направлена на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Данную технологию возможно применять при организации тьюториала:

Этапы занятия:

-           инициация (начало занятия);

-           вхождение или погружение в тему (сообщение целей);

-           формирование ожиданий участников;

-           интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

-           проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

-           подведение итогов (рефлексия, оценка);

-           эмоциональная разрядка (разминки).

Технология активного слушания.

Активное слушание (Эмпатическое слушание) – техника, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Выделяют следующие приемы активного слушания.

Пауза – это просто пауза. Она даёт собеседнику возможность подумать. После паузы собеседник может сказать что-то ещё, о чём промолчал бы без неё. Пауза так же даёт самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств), и сосредоточиться на собеседнике. Умение отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника – одно из главных и трудных условий активного слушания, создающее между собеседниками доверительный контакт.

Уточнение – это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. В обычном общении мелкие недосказанности и неточности додумываются собеседниками друг за друга. Но когда обсуждаются сложные, эмоционально значимые темы, собеседники часто непроизвольно избегают явно поднимать болезненные вопросы. Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и мыслей собеседника в такой ситуации.

Пересказ (парафраз) – это попытка слушателя кратко и своими словами повторить изложенное собеседником только что. При этом слушатель должен стараться выделять и подчеркивать главные на его взгляд идеи и акценты. Пересказ даёт собеседнику обратную связь, даёт возможность понять, как его слова звучат со стороны. В результате, собеседник либо получает подтверждение того, что он был понят, либо получает возможность скорректировать свои слова. Кроме того, пересказ может использоваться как способ подведения итогов, в том числе промежуточных.

Развитие мысли – попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника.

Сообщение о восприятии – слушатель сообщает собеседнику своё впечатление от собеседника, сформировавшееся в ходе общения. Например, «Эта тема очень важна для вас».

Сообщение о восприятии себя – слушатель сообщает собеседнику об изменениях в своём собственном состоянии в результате слушания. Например, «Мне очень больно это слышать».

Замечания о ходе беседы – попытка слушателя сообщить о том, как, на его взгляд, можно осмыслить беседу в целом. Например, «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».

Технология кейс-стади (Case study).

Кейс метод (Case study) – метод анализа ситуаций, метод ситуационного обучения.

Кейс-метод – практически-проблемный метод.

Суть кейс-метода (Case study) в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Кейс – это описание реальной ситуации, произошедшей в той или иной сфере деятельности, предложенной для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» обучающихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.

Материалами для создания кейса могут быть: проблемные реальные ситуации, интересные исторические факты, литературные источники и др.

Виды представления CASE:

­         печатный CASE;

­         мультимедиа CASE;

­         видео CASE.

В тьюторской деятельности данный метод выполняет следующие функции:

  • мотивирующую;
  • иллюстративную;
  • аргументирующую;
  • создание поля рефлексии.

Особенности применения:

-           метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична. то есть нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

-           акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество субъектов процесса обучения;

-           несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования;

-           высокий уровень эмоциональности, мотивированности, творческой конкуренции в процессе работы над кейсом.

  

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

В 2016/2017 и в  2017/2018 учебном году

Государственное учреждение образования «Средняя школа №5 г. Жодино»

Модель тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихсяпосредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования.

Цель: формирование культуры исследовательской деятельности учащихся посредством организации тьюторского сопровожденияв процессе взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования

Содержание работы на разных этапах тьюторского сопровождения.

Этапы

Педагог с тьюторской позицией

(УОСО)

Тьютор

(УВО)

Тьюторант

Диагностический

·       диагностика обученности и обучаемости учащегося;

·       выявление познавательных интересов тьюторанта.

·       выявление познавательных интересов тьюторанта;

·       знакомство тьюторанта с учреждением высшего образования

·       выполнение уточняющих тестов по выявлению и конкретизации познавательных интересов;

·        самоопределение.

Проектировочный

·      составление индивидуального плана работы с тьюторантом;

·      оказание помощи тьюторанту в определении собственного индивидуального пути саморазвития;

·      содействие в построении индивидуальной образовательной траектории тьюторанта;

·    оказание помощи в разработке индивидуальной программы исследовательской деятельности тьюторанта;

 

·    составление индивидуального плана работы с тьюторантом;

·    оказание помощи в составление «карты» познавательных интересов тьюторанта;

·    оказание помощи учащемуся в определении собственного индивидуального пути саморазвития;

·    содействие в построении индивидуальной образовательной траектории тьюторанта;

·    оказание помощи в разработке индивидуальной программы исследовательской деятельности тьюторанта;

·     оказание помощи в определении структуры тематического портфолио

·       проектирование индивидуального плана по саморазвитию;

·       составление «карты» познавательных интересов;

·    разработка индивидуальной программы исследовательской деятельности;

·       определение структуры тематического портфолио.

Реализационный

·    создание условий для реализации тьюторантом индивидуальной программы исследовательской деятельности;

·    формирование избыточной образовательной среды;

·    вовлечение учащегося в интеллектуально-творческие состязания;

·    содействие в отборе и обеспечении тьюторанта специальной научно-методической литературой, условиями для проведения экспериментальной деятельности;

·    расширение социального партнёрства и сотрудничества, как очного, так и дистанционного,  с использованием возможности сети Интернет;

·    консультирование;

·    организация и проведение тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития.

·    оказание помощи в создании условий для реализации тьюторантом индивидуальной программы исследовательской деятельности;

·       оказание помощи в наполнении тематического портфолио, структурирование и систематизация собранных материалов;

·    вовлечение учащегося в интеллектуально-творческие состязания;

·    содействие в отборе и обеспечении тьюторанта специальной научно-методической литературой, оказание помощи в проведении экспериментальной деятельности;

·    консультирование;

·    организация и помощь в проведении, тьюториалов, тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития.

·       реализация индивидуальной программы исследовательской деятельности посредством посещения учебных занятий, факультативов, объединений по интересам, индивидуальных занятий с педагогами, самообразования;

·       участие в интеллектуально-творческих состязаниях;

·       установление и поддержка социального партнёрства и сотрудничества, как очного, так и дистанционного с использованием возможности сети Интернет;

·       участие в тренингах личностного и профессионального развития и саморазвития.

Аналитико-рефлексивный

·           фиксация движения учащегося в формировании исследовательских компетенций;

·           удержание проблем и трудностей процесса самообразования и самоопределения тьюторанта в фокусе контроля;

·           осуществление мониторинга процесса реализации индивидуальной образовательной программы учащегося, при необходимости внесение корректив;

·           осуществление обратной связи; содействие в формировании адекватной самооценки и рефлексивного контроля.

·      помощь тьюторанту в анализе и рефлексии собственной деятельности;

·      оказание помощи в коррекции работы исследовательского характера;

·      осуществление обратной связи;

·      оказание помощи в систематизации и оформлении портфолио достижений.

·       анализ, самооценка и рефлексия проделанной работы;

·       коррекция пробелов в работе исследовательского характера;

·       внесение корректив в индивидуальный образовательный план;

·       анализ, систематизация и оформление портфолио достижений.

 

Обобщающий

·       оказание помощи в обобщении материалов и оформлении презентации;

·       содействие в разработке дальнейшей программы самообразования и саморазвития;

·       обеспечение координации всех многообразных структур, с целью оказания помощи учащемуся в осознанном профессиональном выборе.

·       оказание помощи в обобщении материалов и оформлении презентации;

·       оказание помощи в конкретизации дальнейшей программы самообразования и саморазвития;

·        оказание помощи тьюторанту в осознанном профессиональном самоопределении.

·       обобщение материалов по проведенному исследованию;

·        оформление презентационного портфолио;

·       презентация полученных результатов;

·       постановка новых задач и конкретизация следующего этапа самообразования и саморазвития;

·       осознанный выбор профессии;

·       подготовка к поступлению в учреждение высшего образования.

 

Тьюторский клуб.

Деятельность членов «Тьюторского клуба» включает в себя четыре ступени.

Первая ступень – мотивирование и привлечение учащихся к исследовательской деятельности, обучение всех желающих заниматься данным видом деятельности простейшим методикам исследований по различным темам. На этом этапе происходит первая встреча педагога с тьюторской позицией и тьютора со своим тьюторантом). Тьюторант фактически представляет свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Педагог с тьюторской позицией и тьютор фиксируют первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывают значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении.

Вторая ступень – диагностирование потребностей и приоритетов обучающих, позволяющее оценить исследовательскую компетентность и направления исследований. Может проходить в форме самодиагностики, выбора проблемного поля обучения, формулировке образовательных задач и составлении индивидуальной программы дальнейшего обучения. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса обучающихся.

Третья ступень – непосредственное обучение и исследовательская работа по выбранной теме. Основой для разработки индивидуальной образовательной программы и её реализации являются выявленные в ходе самодиагностики затруднения обучающихся. Основными задачами педагога с тьюторской позиции и тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности. На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования).

Четвертая ступень – повышения уровня своей исследовательской компетентности посредством использования полученного опыта исследовательской деятельности для тьюторского сопровождения проектной и исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста.

В основе предлагаемой модели – технологии и методики открытого образования:  «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций); «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов);«Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др. 

Формы работы тьюторского клуба – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги, объединения по интересам (например, «Юный физик», «Поиск») и др. Тьюторское сопровождение носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность. В роли ведущих тьюториалов, тренингов, образовательных событий могут быть как педагоги с тьюторской позицией, так и тьюторы из числа субъектов образовательного процесса учреждений высшего образования

На практике хорошо себя показали следующие формы работы:

Индивидуальная тьюторская консультация (беседа). Индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.

Групповая тьюторская консультация. На этих занятиях реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных исследовательских программ учащихся с похожими познавательными интересами. Педагог с тьюторской позицией или тьютор осуществляет одновременно несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе.

Тьюториал (учебный тьюторский семинар). Тьюториал — это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. Такая работа способствует овладению обучающимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.

 

 

Список литературы

  1. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. – Улан-Удэ, 2004.
  2. Варганова, И. В. Особенности становления субъектной позиции в процессе профессионального образования [Текст] / И. В. Варганова // Среднее профессиональное образование. – 2007. – № 9. – С. 66–67.
  3. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2001.
  4. Емельянова, И. Е. Тьюторство как особая форма сопровождения будущих учителей в процессе педагогической практики [Текст] / И. Е. Емельянова // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 9. – С. 44–46.
  5. Ковалева, Т. М. Гуманитарные технологии и тьюторская практика // Открытое образование и региональное развитие: образование как сфера интересов инновационных сообществ. Материалы 6 Всероссийской научно-практической тьюторской конференции. – Томск, 2002. – 0,2 п. л.
  6. Ковалева, Т. М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М. – Воронеж, 2003.
  7. Ковалева, Т. М. К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции. – М., ИТОиП РАО, 2002.
  8. Ковалева, Т. М. Тьюторское сопровождение как управленческая технология // Технологии открытого образования. – М: АПКиПРО, 2002.
  9. Методические рекомендации по вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части индивидуализации образования. / Авторский коллектив кафедры воспитания и дополнительного образования детей и взрослых ГОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования». – Волгоград, 2011.
  10. Резапкина, Г. В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005.
  11. Рыбалкина, Н. В. Идея тьюторства – идея педагогического поиска // Тьюторство: идея и идеология: материалы 1-й Межрегиональной тьюторской конференции. – Томск, 1996. – С. 15–30.
  12. Смолева, Т. О. Субъектная позиция педагогов в период их профессионального становления [Текст] / Т. О. Смолева // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 2. – С. 44–48.
  13. Сонин, В. А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004. – С. 94–96.
  14. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996–2005. – Томск: Типография «М-Принт», 2005. – 296 с.
  15. Университетское образование в Великобритании. – М., 1976.
  16. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
  17. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды. – М: Школа культурной политики, 1995.
  18. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.
  19. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000.