Психолого-педагогическая диагностика в работе тьютора.

Диагностическая функция связана с участием тьютора в реализации одного из важнейших, пронизывающих всю его работу действия – анализа.

Под аналитической деятельностью тьютора понимают, синоним его мыслительной, интеллектуальной деятельности по переработке профессионально значимой информации. Анализ понимается как проникновение в суть дела, как действие, раскрывающее причины учебных событий, результатом которого является диагноз – оценка действительного состояния учебной деятельности обучающихся. Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происходящее, положительные и негативные стороны деятельности обучающихся.

В работе тьютора эта функция проявляется в следующих действиях:

­      изучение исходных данных об обучающихся;

­      определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости способностей и др.);

­      определение установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;

­      определение и анализ опыта, знаний и умений обучающихся по содержанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;

­      диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучаемого курса.

В своей работе тьютор может использовать следующие диагностические методики:

 

На начальном этапе:

 

  1. АНКЕТА «ДИАГНОСТИКА СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ» (Приложение 1).

Стиль деятельности обучающихся формируется как сумма разнонаправленных векторов, учитывая которые тьютор может более эффективно планировать работу с обучающимся. В анкете, предлагаемой для заполнения обучающимися в начале цикла обучения, предусмотрены несколько аспектов предпочитаемой деятельности: устная и письменная форма, теоретические и практические занятия, деятельность самостоятельная или под непосредственным руководством.

 

  1. ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ (Л. И. УМАНСКИЙ, И. А. ФРЕНКЕЛЬ, А. Н. ЛУТОШКИН, А. С. ЧЕРНЫШОВ И ДР.) (Приложение 2).

Данная методика предназначена для определения базовых особенностей личности в процессе межличностных отношений, их диагностика может осуществляться в формах самооценки, экспертных оценках или в их сочетаниях.

 

  1. Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности (Н. Айзенк в модификации Т. В. Матолиной) (Приложение 3).

Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Может использоваться на начальном этапе при знакомстве с вновь поступившими студентами, в целях коррекции взаимоотношений в системах «студент – тьютор» а также в дальнейшем, при отборе их на роль тьютора в целях достижения оптимального делового и сотрудничества (соответствие типу профессии «человек – человек»).

 

  1. Определение личностно-характерологических акцентуаций (К. ЛЕОНГАРД) (Приложение 4).

Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, то есть определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий – патологических расстройств личности.

 

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА (А. БЕЛОВ) (Приложение 5).

Данная методика служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов.

 

На этапе диагностики адаптации:

 

  1. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) (вариант, адаптированный Т. В. Снегиревой) (Приложение 6).

Направлена на изучение особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

 

  1. МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ (А. УЭССМАН И Д. РИКС) (Приложение 7).

Предназначена для оценки настроения (в определенной мере также эмоционального состояния в целом) путем исследования ответов, опосредованно отражающих это состояние.

 

Для определения индивидуальных особенностей обучающихся:

 

  1. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ оБУЧАЮЩИХСЯ (М. В. МАТЮХИНА) (Приложение 8).

Методика позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на:

  • широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования);
  • узколичностные (благополучия и престижа);
  • учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения), мотивы избегания неприятностей.

 

  1. МЕТОДИКА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ (А. А. РЕАН И В. А. ЯКУНИН, МОДИФИКАЦИЯ Н. Ц. БАДМАЕВОЙ) (Приложение 9).

Методика разработана на основе опросника А. А. Реана и В. А. Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В. Г. Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н. Ц. Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

 

  1. Аналитический обзор стиля обучения (АОСО) (Л. Ре-бекка) (Приложение 10).

Программа АОСО разработана с целью анализа оценки вашего стиля обучения. Рассматривая однообразные индивидуальные способы восприятия и запоминания, АОСО предлагает ключ к разработке наиболее предпочтительного для вас стиля работы и обучения.

 

  1. МЕТОДИКА «ТИП МЫШЛЕНИЯ» (МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА МЫШЛЕНИЯ В МОДИФИКАЦИИ Г. В. РЕЗАПКИНОЙ) (Приложение 11).

Предназначена для диагностики типа мышления респондента:

  • предметно-действенное;
  • абстрактно-символическое;
  • словесно-логическое;
  • наглядно-образное;
  • креативность (творческое).

 

На заключительном этапе:

 

  1. ТЕСТ «ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (Е. А. Климов) (Приложение 12).

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

 

  1. ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ (КОС-2) (Приложение 13).

Предназначена для диагностики и оценки коммуникативных и организаторских склонностей (способностей) личности.

Студенту, будущему тьютору, может быть предложено заполнить анкету, для выявления склонностей и желания быть тьютором. (Приложение 14), а также тест для диагностики психологической готовности к выполнению роли тьютора (Приложение 15).