Методические рекомендации «Технология тьюторского сопровождения».

Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.

Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.

 – «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),

- «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов),

- «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др. Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.

Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:

•               проектной технологии;

•               технологии работы с портфолио;

•               технологии группового и индивидуального консультирования;

•               тренинговой технологии;

•               технологии профильных и профессиональных проб;

•               активизирующей методики Н.С. Пряжникова;

•               информационных технологий.

 

Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся в дистанционном  обучении

Таблица 1.

Типовые задачи

Действия тьютора

 

Знакомство (вхождение в деятельность)

        Определение целей и задач совместной деятельности.

        Оказание психологической поддержки, снятие барьеров,

        Диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

        Разработка стратегии работы группы на презентацию.

        Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон.

        Определение собственной роли и позиции в группе.

        Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение.

        Определение учебного потенциала группы.

        Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом.

        Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе.

Размораживание (проблематизация)

        Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся.

        Включение обучающихся в активную работу.

        Создание мотивации.

        Выделение индивидуальных проблем обучающихся.

        Поддержка мотивации.

        Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися.

        Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

        Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы.

        Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

        Формулирование проблемных вопросов, заданий,

        позволяющих активизировать обучающихся.

        Работа с проблемами, предложенными группой.

Организация изучения концепций курса

        Объяснение сложных вопросов, концепций,

        Системное представление концепций курса,

        Выделение главных идей в теме, курсе,

        Организация работы обучающихся с кейс-стади.

        Объяснение концепций курса.

        Демонстрация связи курса с реальной практикой

        обучающихся.

        Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией,

        видеть и формулировать проблему.

        Представление более полного и более широкого, чем

        в материалах курса, взгляда на изучаемую область.

        Подготовка и чтение мини-лекций.

        Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.

        Работа с проблемами, предложенными группой.

        Оформление опыта обучающихся.

        Обзор материалов всего курса.

        Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся

        идей, адекватных изучаемым материалам.

        Оценка адекватности применения концепций.

Организация  групповой и индивидуальной

 

        Организация групповой работы,

        Обучение обучающихся навыкам рефлексии,

        Обучение обучающихся практическому применению работы концепций.

        Организация межгруппового взаимодействия.

        Выбор адекватных методов обучения.

        Организация дискуссии.

        Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы.

        Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

        Обучение обучающихся навыкам эффективного общения.

        Выбор и использование разнообразных групповых упражнений.

        Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися.

        Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.

Организация обратной связи и рефлексии

 

        Определение сильных и слабых сторон в деятельности

        обучающихся.

        Выделение индивидуальных проблем обучающегося;

        диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

        Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

        Организация обратной связи.

        Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.

        Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.

        Проведение рефлексии собственной деятельности.

        Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.

        Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах.

        Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.

        Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся.

        Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон.

        Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.

              Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

               диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

               осуществление целеполагания;

               мотивация и вовлечение обучающихся;

               управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;

               коррекция деятельности обучающихся;

               контроль выполнения заданий;

               рефлексия деятельности (своей и обучающихся).

Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тью­тора по отношению к обучающимся (табл. 2):

Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся

Таблица 2.

Типовые задачи

Функции

Знакомство

Диагностика; целеполагание

«Размораживание» (проблематизация)

Мотивация

Организация изучения концепций курса

Организация деятельности

 

Организация групповой и индивидуальной работы

Коррекция

 

Организация обратной связи

Контроль

 

Диагностическая функция связана с участием тьютора в реализации од­ного из важнейших, пронизывающих всю его работу действия - анализа.

Под аналитической деятельностью тьютора понимают, синоним его мыслительной, интеллектуальной дея­тельности по переработке профессионально значимой информации. Ана­лиз понимается как проникновение в суть дела, как действие, рас­крывающее причины учебных событий, результатом которого является ди­агноз - оценка действительного состояния учебной деятельности обучаю­щихся. Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происхо­дящее, положительные и негативные стороны деятельности обучающихся.

В работе тьютора эта функция проявляется в следующих действиях:

               изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место работы, стаж в занимаемой должности, степень занятости на работе, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.);

               определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости спо­собностей и др.);

               определение установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;

               определение и анализ опыта, знаний и умений обучающихся по со­держанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;

               диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучае­мого курса (идей, моделей и концепций).

Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающих­ся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые — к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и организационные цели.

Для реализации функции целеполагания тьютору требуется решить следующие задачи:

               анализ целей модели обучения;

               определение содержания и специфики деятель­ности обучающихся;

               выделение типовых (наиболее часто встречающихся) задач, которые должны решать обучающиеся;

               определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которы­ми сталкивается в своей деятельности обучающийся;

               формулирование предполагаемых результатов деятельности обучаю­щихся (что они должны знать, уметь, чем должны владеть и какими должны быть);

               согласование целей, определенных Вами, с целями обучающихся;

               согласование целей с возможностями обучающихся по их дости­жению.

Вопрос целеполагания не последний в работе тьютора. Выделяют простую связь ведущую к проблеме: цель следует за осознанием чьего-то «хочу».  Вся трудность целеполагания состоит в том, что­бы перед этим субъективным «хочу» сознавалось объективное «надо».

Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение в курсе. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи:

               выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивиду­альные потребности и мотивы;

               формировать установки на продуктивную, главным образом само­стоятельную, деятельность;

               создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, до­верия и поддержки;

               стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения;

               организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с дру­гом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях.

Функция планирования заключается в упорядочении действий обучаю­щихся и своих в соответствии с задуманной целью. В какой-то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано, более конкретно.

Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умении:

               формировать учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития специалиста (что он должен знать, уметь, чем должен вла­деть и кем должен быть) и с учетом анализа результатов предвари­тельной диагностики (потребностей обучающихся, их исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.);

               формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обу­чающимися;

               определять последовательность действий в соответствии с постав­ленными целями и ожидаемыми результатами;

               разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности (введение, ос ионная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучаю­щихся;

               распределять время занятий с учетом целей, содержания и техноло­гий обучения, а также особенностей группы (специ­фикой индивидуальных стилей обучения обучающихся).

Не последней функцией тьютора является  установление коммуника­ций. Данная функция особенно важна на первых этапах вза­имодействия  тьютора с обучающимися - при формировании группы, уста­новлении взаимоотношений как между тьютором и обучающимися, так и между самими обучающимися. Выделяют следующие требования:

               быть открытым и доступным для обучающихся;

               понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучаю­щиеся одинаковые, все обучающиеся разные»;

               устанавливать между собой и обучающимися, а также между сами­ми обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотно­шения;

               организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения;

               формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, ат­мосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе;

Функция контроля. Никакое обучение, ни при каких условиях не мо­жет обойтись без обратной связи, без контроля выполнения работы, на­правленной на достижение намеченных целей. В широком смысле к функ­ции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор должен по­мнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспе­чивается задолго до контроля, как такового, - в процессе планирования, так как именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения.

Рассмотрим, что должен выполнять тьютор в своей дельности с позиции функции контроля: 

               анализировать задания обучающихся, определяя сте­пень успешности обучения и образования;

               комментировать недочеты и ошибки обучающихся в письменных за­даниях;

               оценивать качество выполненных заданий;

               корректировать деятельность обучающихся в соответствии с резуль­татами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся);

               вести мониторинг заданий;

               оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.

Роль функции рефлексии  в деятельности тьютора, как и любого специа­листа, обучающего других людей, незаменима. Рефлексия является смыс­ловым центром личности и механизмом развития человека. Поэтому и тьютор, реализуя эту функцию, имеет возможность индивидуально и про­фессионально развиваться. Что становится объектом рефлексии, объектом мыслительного отражения тьютора? С одной стороны, рефлексия может быть направлена на цели и со­держание курса, на технологии его воплощения в учебном процессе, на достигнутые результаты (их соответствие целям, меры этого соответст­вия и др.), на характер и средства коммуникации, на стиль общения, на распределение ролей в группе и т.п. С другой стороны, предметом ре­флексии становятся способы организации собственной деятельности, общения и мышления тьютора, его самоизменения.   Следовательно, функция рефлексии реализуется в таких задачах деятельности:

               организация анализа возможностей тьютора;

               организация рефлексии собственной деятельности и общения тью­тора на предмет выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми тьютор руководствуется в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его затруднений, ошибок и достижений;

               идентификация движущих сил развития тьютора и сил, препятству­ющих этому;

               создание в деятельности обучающихся «поводов» для рефлексии - проблемных ситуаций;

               организация рефлексии деятельности обучающихся с целью анали­за их деятельности, понимания места «проблемных точек» (затруд­нений), вызвавших их причин и версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обуча­ющемуся.

Методическая функция тьютора относится к числу важных функций.

К действиям составляющих данную функцию от­носятся:

               создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);

               разработка различных контрольно-диагностических методик: пе­речня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информаци­онных карт, тестовых материалов и др.;

               анализ и описание собственного тыоторского опыта;

внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов

2.3. Проектирование образовательных программ в условиях тьюторского  сопровождения.

1.Основания для программы развития   в условиях   тьюторского  сопровождения:

- история школы;

- основные достижения;

- анализ  современной  ситуации;

-партнерские  связи школы.

 

2. Предыдущий   опыт работы и его приобретение.

- тьюторское  сопровождение   индивидуальных образовательных программ;

- индивидуализация в начальной   школе;

- подростковая школа индивидуальных образовательных  траекторий;

- старшая школа индивидуальных образовательных программ;

3. Образ будущего школы  по результатам реализации программы развития:

-  Стратегические  цели.

4. Представления  о результатах образования, лежащие в основе  программы  развития школы.

- Внутренние результаты

Результаты для учащихся

Для старшеклассников и выпускников

Для учащихся подростковой школы

Для учащихся начальной школы

Результаты для родителей

Результаты для педагогов

- Внешние результаты

Результаты работы учреждения для города и городской системы образования;

Результаты для инновационного сообщества города (научно-внедренческого комплекса).

5.Основные направления программы  развития:

-Цели обеспечения доступности и высокого качества образования

- Реализация   концепции  индивидуализации образования  на возрастных ступенях: проблемный  психолого-педагогический анализ, стратегическая цель реализации концепции индивидуализации на возрастных ступенях

6. Реализация концепции «Расширенной школы». Школа как культурно-оздоровительный и образовательный центр территории.

7. Материальное обеспечение  программы.

8. Реализация  основных направлений  программы:

- Обеспечение доступности и высокого качества образования

- Реализация концепции индивидуализации образования на возрастных ступенях

- Реализация концепции «Расширенной школы» -  школы как культурно-оздоровительного  и образовательного центра территории

- Переход к новому статусу (финансовой самостоятельности школы).

9. Календарный   план  реализации программы.

10. План график   реализации программы:

Нормативно-правовое обеспечение нововведений

- График событий и мероприятий, проходящих в рамках реализации программы

Совершенствование методического мастерства педагогов

Компетентностный подхода в обучении и образовании

- Введение ИКТ в учебный процесс

Разработка методических рекомендаций по реализации нововведений в социальные проекты и массовую педагогическую практику

Разработка и апробация сетевых образовательных программ и сетевых образовательных событий

- Повышение квалификации работников образования

-Переход к новому статусу.