Методические рекомендации «Технология тьюторского сопровождения».
Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.
Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.
– «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),
- «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов),
- «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др. Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.
Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:
• проектной технологии;
• технологии работы с портфолио;
• технологии группового и индивидуального консультирования;
• тренинговой технологии;
• технологии профильных и профессиональных проб;
• активизирующей методики Н.С. Пряжникова;
• информационных технологий.
Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся в дистанционном обучении
Таблица 1.
Типовые задачи
|
Действия тьютора
|
Знакомство (вхождение в деятельность)
|
Определение целей и задач совместной деятельности.
Оказание психологической поддержки, снятие барьеров,
Диагностика начального и текущего состояния обучающихся.
Разработка стратегии работы группы на презентацию.
Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон.
Определение собственной роли и позиции в группе.
Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение.
Определение учебного потенциала группы.
Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом.
Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе.
|
Размораживание (проблематизация)
|
Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся.
Включение обучающихся в активную работу.
Создание мотивации.
Выделение индивидуальных проблем обучающихся.
Поддержка мотивации.
Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися.
Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.
Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы.
Вовлечение всех обучающихся в работу группы.
Формулирование проблемных вопросов, заданий,
позволяющих активизировать обучающихся.
Работа с проблемами, предложенными группой.
|
Организация изучения концепций курса
|
Объяснение сложных вопросов, концепций,
Системное представление концепций курса,
Выделение главных идей в теме, курсе,
Организация работы обучающихся с кейс-стади.
Объяснение концепций курса.
Демонстрация связи курса с реальной практикой
обучающихся.
Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией,
видеть и формулировать проблему.
Представление более полного и более широкого, чем
в материалах курса, взгляда на изучаемую область.
Подготовка и чтение мини-лекций.
Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.
Работа с проблемами, предложенными группой.
Оформление опыта обучающихся.
Обзор материалов всего курса.
Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся
идей, адекватных изучаемым материалам.
Оценка адекватности применения концепций.
|
Организация групповой и индивидуальной
|
Организация групповой работы,
Обучение обучающихся навыкам рефлексии,
Обучение обучающихся практическому применению работы концепций.
Организация межгруппового взаимодействия.
Выбор адекватных методов обучения.
Организация дискуссии.
Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы.
Вовлечение всех обучающихся в работу группы.
Обучение обучающихся навыкам эффективного общения.
Выбор и использование разнообразных групповых упражнений.
Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися.
Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.
|
Организация обратной связи и рефлексии
|
Определение сильных и слабых сторон в деятельности
обучающихся.
Выделение индивидуальных проблем обучающегося;
диагностика начального и текущего состояния обучающихся.
Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.
Организация обратной связи.
Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.
Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.
Проведение рефлексии собственной деятельности.
Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.
Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах.
Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.
Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся.
Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон.
Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.
|
Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.
Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:
диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
осуществление целеполагания;
мотивация и вовлечение обучающихся;
управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;
коррекция деятельности обучающихся;
контроль выполнения заданий;
рефлексия деятельности (своей и обучающихся).
Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся (табл. 2):
Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся
Таблица 2.
Типовые задачи
|
Функции
|
Знакомство
|
Диагностика; целеполагание
|
«Размораживание» (проблематизация)
|
Мотивация
|
Организация изучения концепций курса
|
Организация деятельности
|
Организация групповой и индивидуальной работы
|
Коррекция
|
Организация обратной связи
|
Контроль
|
Диагностическая функция связана с участием тьютора в реализации одного из важнейших, пронизывающих всю его работу действия - анализа.
Под аналитической деятельностью тьютора понимают, синоним его мыслительной, интеллектуальной деятельности по переработке профессионально значимой информации. Анализ понимается как проникновение в суть дела, как действие, раскрывающее причины учебных событий, результатом которого является диагноз - оценка действительного состояния учебной деятельности обучающихся. Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происходящее, положительные и негативные стороны деятельности обучающихся.
В работе тьютора эта функция проявляется в следующих действиях:
изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место работы, стаж в занимаемой должности, степень занятости на работе, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.);
определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости способностей и др.);
определение установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;
определение и анализ опыта, знаний и умений обучающихся по содержанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;
диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучаемого курса (идей, моделей и концепций).
Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающихся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые — к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и организационные цели.
Для реализации функции целеполагания тьютору требуется решить следующие задачи:
анализ целей модели обучения;
определение содержания и специфики деятельности обучающихся;
выделение типовых (наиболее часто встречающихся) задач, которые должны решать обучающиеся;
определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности обучающийся;
формулирование предполагаемых результатов деятельности обучающихся (что они должны знать, уметь, чем должны владеть и какими должны быть);
согласование целей, определенных Вами, с целями обучающихся;
согласование целей с возможностями обучающихся по их достижению.
Вопрос целеполагания не последний в работе тьютора. Выделяют простую связь ведущую к проблеме: цель следует за осознанием чьего-то «хочу». Вся трудность целеполагания состоит в том, чтобы перед этим субъективным «хочу» сознавалось объективное «надо».
Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение в курсе. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи:
выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивидуальные потребности и мотивы;
формировать установки на продуктивную, главным образом самостоятельную, деятельность;
создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, доверия и поддержки;
стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения;
организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с другом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях.
Функция планирования заключается в упорядочении действий обучающихся и своих в соответствии с задуманной целью. В какой-то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано, более конкретно.
Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умении:
формировать учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития специалиста (что он должен знать, уметь, чем должен владеть и кем должен быть) и с учетом анализа результатов предварительной диагностики (потребностей обучающихся, их исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.);
формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обучающимися;
определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами;
разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности (введение, ос ионная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучающихся;
распределять время занятий с учетом целей, содержания и технологий обучения, а также особенностей группы (спецификой индивидуальных стилей обучения обучающихся).
Не последней функцией тьютора является установление коммуникаций. Данная функция особенно важна на первых этапах взаимодействия тьютора с обучающимися - при формировании группы, установлении взаимоотношений как между тьютором и обучающимися, так и между самими обучающимися. Выделяют следующие требования:
быть открытым и доступным для обучающихся;
понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучающиеся одинаковые, все обучающиеся разные»;
устанавливать между собой и обучающимися, а также между самими обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотношения;
организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения;
формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе;
Функция контроля. Никакое обучение, ни при каких условиях не может обойтись без обратной связи, без контроля выполнения работы, направленной на достижение намеченных целей. В широком смысле к функции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор должен помнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспечивается задолго до контроля, как такового, - в процессе планирования, так как именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения.
Рассмотрим, что должен выполнять тьютор в своей дельности с позиции функции контроля:
анализировать задания обучающихся, определяя степень успешности обучения и образования;
комментировать недочеты и ошибки обучающихся в письменных заданиях;
оценивать качество выполненных заданий;
корректировать деятельность обучающихся в соответствии с результатами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся);
вести мониторинг заданий;
оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.
Роль функции рефлексии в деятельности тьютора, как и любого специалиста, обучающего других людей, незаменима. Рефлексия является смысловым центром личности и механизмом развития человека. Поэтому и тьютор, реализуя эту функцию, имеет возможность индивидуально и профессионально развиваться. Что становится объектом рефлексии, объектом мыслительного отражения тьютора? С одной стороны, рефлексия может быть направлена на цели и содержание курса, на технологии его воплощения в учебном процессе, на достигнутые результаты (их соответствие целям, меры этого соответствия и др.), на характер и средства коммуникации, на стиль общения, на распределение ролей в группе и т.п. С другой стороны, предметом рефлексии становятся способы организации собственной деятельности, общения и мышления тьютора, его самоизменения. Следовательно, функция рефлексии реализуется в таких задачах деятельности:
организация анализа возможностей тьютора;
организация рефлексии собственной деятельности и общения тьютора на предмет выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми тьютор руководствуется в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его затруднений, ошибок и достижений;
идентификация движущих сил развития тьютора и сил, препятствующих этому;
создание в деятельности обучающихся «поводов» для рефлексии - проблемных ситуаций;
организация рефлексии деятельности обучающихся с целью анализа их деятельности, понимания места «проблемных точек» (затруднений), вызвавших их причин и версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обучающемуся.
Методическая функция тьютора относится к числу важных функций.
К действиям составляющих данную функцию относятся:
создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);
разработка различных контрольно-диагностических методик: перечня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.;
анализ и описание собственного тыоторского опыта;
внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов
2.3. Проектирование образовательных программ в условиях тьюторского сопровождения.
1.Основания для программы развития в условиях тьюторского сопровождения:
- история школы;
- основные достижения;
- анализ современной ситуации;
-партнерские связи школы.
2. Предыдущий опыт работы и его приобретение.
- тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ;
- индивидуализация в начальной школе;
- подростковая школа индивидуальных образовательных траекторий;
- старшая школа индивидуальных образовательных программ;
3. Образ будущего школы по результатам реализации программы развития:
- Стратегические цели.
4. Представления о результатах образования, лежащие в основе программы развития школы.
- Внутренние результаты
Результаты для учащихся
Для старшеклассников и выпускников
Для учащихся подростковой школы
Для учащихся начальной школы
Результаты для родителей
Результаты для педагогов
- Внешние результаты
Результаты работы учреждения для города и городской системы образования;
Результаты для инновационного сообщества города (научно-внедренческого комплекса).
5.Основные направления программы развития:
-Цели обеспечения доступности и высокого качества образования
- Реализация концепции индивидуализации образования на возрастных ступенях: проблемный психолого-педагогический анализ, стратегическая цель реализации концепции индивидуализации на возрастных ступенях
6. Реализация концепции «Расширенной школы». Школа как культурно-оздоровительный и образовательный центр территории.
7. Материальное обеспечение программы.
8. Реализация основных направлений программы:
- Обеспечение доступности и высокого качества образования
- Реализация концепции индивидуализации образования на возрастных ступенях
- Реализация концепции «Расширенной школы» - школы как культурно-оздоровительного и образовательного центра территории
- Переход к новому статусу (финансовой самостоятельности школы).
9. Календарный план реализации программы.
10. План график реализации программы:
- Нормативно-правовое обеспечение нововведений
- График событий и мероприятий, проходящих в рамках реализации программы
- Совершенствование методического мастерства педагогов
- Компетентностный подхода в обучении и образовании
- Введение ИКТ в учебный процесс
- Разработка методических рекомендаций по реализации нововведений в социальные проекты и массовую педагогическую практику
- Разработка и апробация сетевых образовательных программ и сетевых образовательных событий
- Повышение квалификации работников образования
-Переход к новому статусу.