"Обучающиеся  имеют право на участие в управлении учреждением образования". КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ 13 января 2011 г. № 243-З, статья 31, п. 1.20

Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки. 

Положение о представительном органе ученического самоуправления

     1. Общие положения

Ученическое самоуправление действует на основании действующего законодательства, Устава школы и положения.

Ученический совет является выборным органом ученического самоуправления школы.

     2. Цели и задачи

Целью деятельности ученического самоуправления является реализация права обучающихся на участие в управлении учреждением образования (часть 1.20 статьи 31 кодекса Республики Беларусь об образовании).

Задачами деятельности ученического самоуправления являются:

  • Представление интересов учащихся в процессе управления школой.
  • Поддержка и развитие инициатив учащихся в школьной жизни.
  • Защита прав учащихся.

     3. Функции ученического самоуправления

Ученическое самоуправление:

  • выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
  • содействует реализации инициатив учащихся во внеучебной деятельности: изучает интересы и потребности школьников в сфере внеучебной деятельности, создает условия для их реализации;
  • содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся.

Права и обязанности членов ученическое самоуправления:

  • проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые;
  • размещать на территории школы информацию в отведенных для этого места (на стенде ученического совета) и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях;
  • направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы;
  • знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить к ним свои предложения;
  • получать от администрации школы информацию по вопросам жизни школы;
  • представлять интересы учеников в администрации школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы;
  • проводить встречи с директором школы и другими представителями администрации;
  • проводить среди учащихся опросы и референдумы;
  • организовывать работу общественных приемных ученического актива, сбор предложений учащихся, проводить открытые слушания, ставить вопрос о решении поднятых школьниками проблем перед администрацией школы, другими органами и организациями;
  • принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать учащихся, администрацию школы и другие органы о принятых решениях;
  • пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий ученического совета;
  • вносить в администрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса школы;
  • вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании учащихся, а при рассмотрении администрацией школы вопросов о дисциплинарном воздействии по отношению к учащимся давать заключение о целесообразности его применения;
  • направлять представителей ученического актива на заседания органов управления школой, рассматривающих вопросы о дисциплинарных проступках учащихся;
  • использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией;
  • участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями;
  • осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы.

     4. Функции ученического совета:

  • рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
  • решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
  • формирует органы самоуправления в школе;
  • вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
  • рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
  • заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов самоуправления;
  • рассматривает и принимает стратегические управленческие решения, определяющие жизнедеятельность коллектива учащихся на следующий учебный год (сферы деятельности ученического самоуправления, формы и содержание).

     5. Состав и функции ученического совета, содержание работы комиссий

Органом управления ученического самоуправления является ученический совет, который делится на сектора.

Состав ученического совета: председатель ученического совета, председатели секторов, лидеры 5-11 классов, секретарь ПО ОО «БРСМ», председатель совета пионерской дружины, лидеры клубов, секретарь.

1.Обязанности председателя ученического совета:

  • планирование и проведение заседаний ученического совета (не реже одного раза в четверть);
  • проведение общешкольной конференции ученического самоуправления (не менее одного раза в год, как правило, на начало или конец года);
  • распределение обязанностей ученического совета;
  • выполнение роли «связного» между учениками, администрацией, родителями,  местной общественностью.

          2.Обязанности секретаря ученического совета (педагог-организатор).

  • вместе с председателем самоуправления разрабатывать порядок проведения собраний ученического совета;
  • перед собранием собрать все предложения и вопросы, которые будут рассматриваться на собрании ученического совета;
  • вести протоколы собраний.

3.Содержание работы:

3.1. Содержание работы сектора труда:

его члены организуют и контролируют уборку классных помещений, мастерских, физкультурного зала и других помещений. Следят за работой по уходу за растениями школы, занимаются организацией работы на пришкольном участке. Принимают участие в организации общественно-полезного труда, в планировании и проведении месячников по благоустройству школьной и прилегающей территории. Проводят разъяснительную работу среди учащихся о необходимости бережного отношения к классному оборудованию, наглядным пособиям, книгам, спортивному и туристическому инвентарю.

3.2.Содержание работы учебного сектора:

члены сектора активно сотрудничают с педагогами, оказывают помощь в организации предметных недель, проведении внутришкольных предметных олимпиад, конкурсов, викторин. Организуют взаимопомощь в учебе. Ведут учет успеваемости учащихся. Контролируют посещение уроков, ведение дневников, тетрадей. Привлекают учащихся к занятиям в предметных кружках и познавательных клубах.

3.3.Содержание работы спортивного сектора:

вовлечение учащихся в работу спортивных секций, детско-юношеских спортивных клубов. Включение учащихся в активную физическую деятельность, которая направлена на физическое и духовное совершенствование. Формирование здорового образа жизни. Привлечение подростков к оборудованию спортивных и детских площадок, организации подвижных перемен. Организация проведения кроссов, спартакиад, соревнований по различным видам спорта.

3.4.Содержание работы сектора санитарно-гигиенической работы:

сектор систематически проводит осмотр школы с целью выявления недостатков в санитарном состоянии здания и принимает меры к их устранению, ежедневный контроль работы школьной столовой и кафе. Проводит рейды чистоты, проверяет состояние внешнего вида учащихся, наличие делового стиля одежды и сменной обуви. Члены комиссии воспитывают у учащихся понимание вреда алкоголя, табака, наркотиков для  физического развития ребенка. Проводят профилактическую работу по проблеме.

3.5.Содержание работы сектора дисциплины и порядка:

члены сектора занимаются организацией дежурства по школе. Формируют группы патрулей охраны общественного порядка при проведении дискотек, культпоходов и других мероприятий. На своих заседаниях рассматривают причины пропусков и опозданий на уроки. Определяют меры наказания и представлением их для утверждения администрации школы.

3.6.Содержание работы сектора культурно-массовой работы:

его члены занимаются изучением мнения школьников и их интересов, планируют культурно-массовую работу, занимаются организацией и проведением школьных мероприятий, акция и т.п.

     Количество секторов ученического совета может варьироваться в зависимости от потребности в их наличии в учреждении образования.

4. Взаимодействие ученического совета и классных коллективов:

  • взаимодействие ученического совета с классными коллективами осуществляется через лидеров классов и председателей секторов;
  • классные собрания – коллективный орган ученического самоуправления в классе – проводятся не реже одного раза в месяц;
  • классное собрание принимает решения по вопросам деятельности классного коллектива, заслушивает информацию о решениях ученического совета, намечает конкретные меры по выполнению этих решений.

     6. Заключительные положения.

  • Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения (утверждается директором школы);
  • Изменения в настоящее положение вносятся решением ученического совета.

Основные принципы ученического самоуправления:

  • Добровольность
  • Демократичность
  • Гуманистический принцип
  • Социальный принцип
  • Творчество
  • Самостоятельность  

Наши лидеры:

Потехина Анна, учащаяся 9 «В», лидер ученического самоуправления учреждения образования.

Дайнеко Алексей, учащийся 11 класса, секретарь первичной организации общественного объединения «БРСМ».

Савульчик Марья, учащаяся 9 «В» класса, председатель пионерской дружины имени героя Советского Союза Витольда Михайловича Гинтовта общественного объединения «БРПО».

Содружество! Сотрудничество! Сотворчество!

Мы вместе: трудимся,

учимся,

побеждаем,

покоряем новые вершины,

поём,

танцуем,

занимаемся спортом.

Мы вместе!